Роль загадки в развитии мыслительной и познавательной деятельности ребёнка.

20.10.2023

 Загадки используются как полезное и  увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.  Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, развивают внимание. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.  Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка:

 - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом,  загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

 Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

 - воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.


Виды загадок с примерами.


1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:


Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Стихотворная форма:


Серая шейка, 
Жёлтый носок, 
Плавает в речке 
Как поплавок.

Ответ: уточка.


2.Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово  так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они

способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение,

но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым

маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)


3. Загадки-обманки  тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха.  Подобные загадки учат детей  думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.


Пример детской загадки-обманки: Хочу такой сайт


Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
(мишка,   белка)


С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает ...

(корова, обезьяна)

Ржёт на поле поутру
Длинногривый ...

(кенгуру, конь)

Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее ...

(заяц, лиса)


4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. 

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

У меня который год

ежик в комнате живет.

Если пол намазан воском,

Он натрет его до лоска. (Полотер)

Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)


© https://pozdravok.com/pozdravleniya/den-rozhdeniya/rebenku/3/

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.10.2023

Дата обновления: 20.10.2023

Дата публикации: 20.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».