I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дошкольной подготовки «Школа раннего развития» разработана на основе Закона об образовании в РФ, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования и Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7лет) научные рук. Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова (М.: Просвещение, 2019), допущенной Министерством образования РФ.Программа «Будущий первоклассник» способствует реализации социально-педагогического сопровождения и предназначена для организации подготовки детей 5 – 7 лет к обучению в школе. 1.1 Направленность программы Программа предшкольной подготовки «Школа раннего развития» имеет социально- педагогическую направленность. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. И поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям. Настоящая программа предполагает создание условий для: обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием; выравнивания стартовых возможностей детей к обучению в школе; сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста; выявления уровня готовности ребенка к школьному обучению и индивидуальных особенностей их деятельности, общения и поведения психических процессов, которые необходимо учесть в ходе обучения; планирования стратегии и тактики обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей. 1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы Новизна программы заключается в том, что при ее разработке были учтены сочетание возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, переход на личностно-ориентированную модель обучения, единство воспитания и обучения, преемственность между дошкольным и начальным образованием работы ОУ и семьи. 1 Актуальность. В последние годы весьма заметное место среди научнопедагогических исследований и в работе педагогов – практиков занимают вопросы непрерывности учебно- воспитательного процесса и преемственности в его организации на различных образовательных ступенях. Одна их наиболее важных и болезненных проблем – преемственность между дошкольным и начальным образованием. Поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребенка, так и для его семьи. Готовность к школьному обучению, прежде всего, предполагает: мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний и работоспособность), интеллектуально-познавательную готовность (развитость восприятия, воображения, памяти, мышления. Речи) и деятельную готовность (развитость практических процессов и действий, ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль). Разумеется, необходим также определенный уровень воспитанности личных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми. Программа «Школа раннего развития» готовит детей к обучению к школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным образованием. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, интерактивные проекты, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи. Программа адресована: • обучающимся (программа ориентирована на детей 5-7 лет); • педагогам (для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности); • родителям(для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов). Срок реализации образовательной программы Программа «Школа раннего развития» рассчитана на 1 год обучения. Всего 112 часов. 1.4. Цели и задачи программы 2 Цель программы: достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Программа «Школа раннего развития» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе, а именно: - сохранение и укрепление здоровья; - развитие личностных качеств; - формирование ценностных установок и ориентаций; - развитие творческой активности; - формирование и развитие психических функций познавательной сферы; - развитие эмоционально-волевой сферы; - развитие коммуникативных умений; - развитие умений действовать по правилам. 1.4.Основные принципы построения программы: За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Программа включает следующие основные принципы: 1. принцип развития (основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию); 2. принцип психологической комфортности (предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации); 3. принцип целостности содержания образования (представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным); 4. принцип смыслового отношения к миру (образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем, это не знания для меня: это мои знания, это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя); 5. принцип ориентировочной функции знаний (знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими); 6. принцип овладения культурой (обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в 3 соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей); 7. принцип обучения деятельности (главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу); 8. принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие (не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие); 9. креативный принцип (в соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций). 1.6.Формы, виды и режим занятий Основными формами организации образовательного процесса являются: по количеству детей, участвующих в занятии - индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей игра, викторина, тренинг, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты; по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Образовательная область «СоциальноКоммуникативная» Виды детской деятельности Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательноисследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная Формы образовательной деятельности Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, драматизация, отгадывание 4 «Познавательное Развитие» «Художественноэстетическое развитие» Познавательноисследовательская игровая восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, игровая Продуктивная, познавательноисследовательская восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный труд Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов Рисование, лепка, аппликация, реализация проектов, слушание импровизация, исполнение, музыкально-дидактический, подвижные игры, концерты, досуги, праздники, развлечения Занятия проводятся один раз в неделю, по 1 занятию в день Продолжительность одного занятия составляет 30 минут, включая не менее 2 – х физминуток, с переменой 10 минут. Наполняемость учебных групп устанавливается в количестве 10 обучающихся. II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); 5 при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я - «концепция»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» – самый желаемый планируемый личностный результат. Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные универсальные учебные действия: учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; учиться действовать по образцу и заданному плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; уметь видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; учиться совместно с учителем и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Познавательные универсальные учебные действия: учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем. Коммуникативные универсальные учебные действия: уметь слушать и понимать собеседника, задавать вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; 6 эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение ориентироваться на партнера по общению; совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; учиться выполнять различные роли при совместной работе. Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Предметными результатам и предшкольной подготовки является формирование следующих умений: повышение уровня готовности детей к школе; повышение уровня речевого развития; развитие познавательных интересов к учебной деятельности и формирование желания учиться в школе; развитие мелкой и общей моторики; расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка; Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений. Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму: - отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; - задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения; - рассказывать наизусть небольшое стихотворение; - конструировать словосочетания и предложения; - определять количество слов в предложении; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; - делить слова на слоги, выделяя ударный слог; - различать звуки и буквы; - узнавать и различать буквы русского алфавита; - правильно держать ручку и карандаш; - аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. 7 Введение в математику: - продолжать заданную закономерность; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; - вести счет предметов в пределах 10; - соотносить число предметов и цифру; - сравнивать группы предметов с помощью составления пар; - составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; - классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; - распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. Окружающий мир: • распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; • перечислять в правильной последовательности времена года; • перечислять в правильной последовательности времена года и суток; • называть основные признаки времен года. Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. 8 II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Образовательные области. Учебные предметы. Число учебных занятий в неделю (месяц) Число учебных занятий год. Психолого – педагогическое сопровождение Хочу учиться! Познавательное развитие Зеленая тропинка 1(4 раза в месяц) 16 1(4 раза в месяц) 16 Математическая подготовка 2(8 раз в месяц) 32 Речевое развитие Подготовка к чтению 2 (8 раз в месяц) и письму 32 Художественное эстетическое развитие Изобразительное искусство 1(4 раза в месяц) 16 9 ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА Пояснительная записка Цели: развитие у детей универсальных предпосылок к учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Задачи: Образовательные - формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях; - уточнять и систематизировать знания о явлениях природы; - обогащать активный и пассивный словарь; Развивающие - развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения; - формировать навыки самоконтроля и самооценки; - формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям; - развивать творческие способности, воображение; - формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно. Воспитательные - способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости; - способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, Оренбургской области, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным. - формировать этические нормы и правильное поведение. 10 Содержание курса «Зелёная тропинка» Вводное занятие. Практика.Игры и упражнения на выявление имеющихся у воспитанников ЗУН. Тема 1. Окружающий мир и наша безопасность Теория. Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях. Практика. Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. Изготовление модели светофора. Тема 2. Звезды, Солнце и Луна Теория. Наблюдение звездного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трех). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Практика. Лепка: Луна, Земля, Солнце. Игра «Путешествие на Луну». Теория. Наблюдение световых лучей. Практика.Игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней. Теория. Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Практика.Докрашивание радуги на рисунке. Правила безопасности при наблюдениях за звездами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать. Тема 3. Чудесный мир растений и грибов Теория. Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа- определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения. Практика. Раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. 11 Теория. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения. Мхи и папоротники – тоже растения. Практика. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу. Теория. Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя). Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Практика. Раскрашивание изображений грибов. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Дидактические игры «Съедобные и несъедобные». «С какого дерева листочек?» и т.д. Тема 4. Наши друзья - животные Теория. Животные нашей местности (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций) Домашние животные. Породы собак. Практика.Отгадывание загадок. Чтение литературных произведений. Рисование своего домашнего питомца. Теория. Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Практика. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга). Теория. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Практика. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыбок. Дидактическая игра «Золотая рыбка». Теория. Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций). Практика.Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Отгадывание загадок. Дидактические игры и упражнения «Птицы прилетели». 12 Теория. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске.(беседа, рассказ, показ картинок, презентаций). Практика.Расположение изображений зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Чтение статей из «Детской энциклопедии». Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя). Дидактические игры и упражнения « Дикие – домашние», «Животные и их детёныши» и т.д. Теория. Лягушки, улитки, черви – тоже животные (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций). Необходимость бережного отношения к ним. Практика.Отгадывание загадок. Дидактические игры и упражнения «Узнай по описанию», «Кто где живёт» и т.д. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.. Теория.Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Правила безопасности при встречах и общении с животными. Практика.Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или «Первые уроки экологической этики». Тема 5. Круглый год Теория. Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времен года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей. Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или («Первые уроки экологической этики»). Практика. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний. Итоговое занятие. Практика-игры и упражнения на определение уровня обученности по программе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Наименование тем и разделов Всего часов Теория Практика Вводное занятие 1 0 1 13 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Окружающий мир и наша безопасность Звёзды. Солнце. Луна Чудесный мир растений игрибов Растения нашей местности Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения. Мхи и папоротники – тоже растения. Грибы – не растения. Наши друзья – животные Животные нашей местности Насекомые Разнообразие рыб Разнообразие птиц. Разнообразие зверей Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Отношение людей к животным Круглый год Итоговое занятие Итого: 1 0,5 0,5 3 1 2 1 2 0,5 1 0,5 1 1 0,5 0,5 1 2 1 2 2 1 0,5 1 0,5 1 1 0,5 0,5 1 0,5 1 1 0,5 2 8 1 28ч 1 2 0 10 ч 1 6 1 18 ч 14 «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Пояснительная записка Цель: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников. Задачи: Образовательные: - обучать счету в пределах 10; - познакомить с разными видами счета (количественный, порядковый); - упражнять детей в счете на слух, на ощупь, а так же в счете движений; - познакомить с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник); - научить сравнивать предметы по длине и ширине; - познакомить с названиями частей суток и их последовательностью. Развивающие: - развивать умение ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении; - развивать мышление, память, воображение; Воспитательные: - воспитывать любознательность, активность, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам. Содержание курса «Математические ступеньки» В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая. Вводное занятие. Игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников. Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру. Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Количество и счет. Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие 15 от счёта количественного. Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10. Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений. Итоговая аттестация. Вводное занятие Теория – математика как наука, для чего нужна математика, где мы используем математику. Практика – игры и упражнения на выявление имеющихся у воспитанников ЗУН. Раздел 1. Признаки (свойства) предметов Теория – понятия: размер (больше, меньше), форма (круглая, квадратная), цвет. Практика – игры-упражнения на сравнение предметов по различным признакам (размер, форма, цвет), используя приемы наложения и приложения. Игрыупражнения «Найди предметы», «Выше - ниже», «Каждой машине свой гараж», «Мама и детёныш», «Короче – длиннее», «Ведёрки для снеговиков». Раздел 2.Пространственные отношения Теория – знакомство с понятиями: право, лево, впереди, сзади. Практика – игры-упражнения на ориентировку в пространстве, выполнение заданий в прописях «Раскрась машины, которые едет вправо», «Помоги водителю найти дорогу», «Раскрась лыжника, который едет с левой стороны», «Раскрась предметы, которые находятся перед ёлкой», «Кто где стоит», «Живые цифры», «Каждому числу своё место». Раздел 3.Временные представления Теория – знакомство с понятиями: утро, день, вечер, ночь, сутки, вчера, сегодня, завтра. Практика – рассматривание картинок, иллюстраций, составление рассказов по ним. Восстановление правильной последовательности чередования частей суток. 16 Раздел 4. Количество и счет Теория – понятия: число, цифры ( 1 – 10); соотнесение числа, цифры и количества предметов в пределах 10; понятия равенство, неравенство. Практика – счет предметов, звуков, движений в пределах 10; обозначение количества предметов соответствующей цифрой; образование предыдущего и последующего числа натурального ряда; получение большего числа из меньшего и меньшего из большего путем добавления или убавления одного предмета; составление групп, содержащих определенное количество предметов; счет предметов на слух, на ощупь, отсчет движений. Игры-упражнения «Найди столько же», «Сосчитай геометрические фигуры», «Соедини картинку с карточкой»», «Соедини по порядку», «Раскрась столько предметов, сколько указывает цифра», «Найди цифру», «Угости кукол конфетами», «Где больше?», «Сколько овощей выросло на грядках?». Раздел 5. Геометрические фигуры Теория – понятия: круг, квадрат, треугольник. Практика – игры-упражнения на узнавание, различение, нахождение отличительных особенностей геометрических фигур; упражнения на группировку фигур по форме; выкладывание контуров фигур из палочек, ниток и т. д. Игрыупражнения «Сосчитай фигуры», «На что похоже», «Найди лишнюю», «Найди пару», «Составь предмет», «Соедини предмет с фигурой». Раздел 6. Логические игры и упражнения Практика – выявление элементарных закономерностей между предметами или группами предметов. Игры-упражнения «Когда это бывает?», «Кто спрятался?», «Продолжи ряд», «Найди одинаковые рисунки», «Найди закономерность и дорисуй недостающие предметы», «Найди сходства и отличия», «Заполни таблицу», «Что сначала, что потом». Раздел 7. Итоговое занятие. Практика - игры и упражнения на определение уровня обученности по программе. Тематическое планирование по курсу «Математические ступеньки». № п/п 1 2 Раздел, тема Вводное занятие. Признаки (свойства) предметов Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение Всего Количество часов. Теория Практика 1 0,5 0,5 4 2 2 17 трёх и более предметов по цвету, форме, размеру. Пространственные отношения 3 Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) Временные представления 4 Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра Количество и счет 5 Счёт предметов. 6 Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же). 7 Устная нумерация: числа от 0 до 10 8 Счёт в прямом и обратном порядке. 9 Порядковый счёт, отличие от счёта количественного. 10 Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». 11. Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций 12 Цифры и числа: 1,2,3 13 Цифры и числа: 4,5,6. 14 Цифры и числа: 7,8.9. 15 Число 0. 16 Число 10. Геометрические фигуры 17 Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. 18 Логические игры и упражнения ИТОГО 4 1 3 2 1 1 4 4 2 2 2 2 3 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 4 1 3 4 1 3 56ч 24,5 ч. 31,5 ч 18 Интегрированный курс «Подготовка к чтению и письму» Пояснительная записка Содержание курса «Подготовка к чтению и письму» Раздел 1. Речевое общение. Теория. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет. Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи. Практика. Раскрашивание предметов. Раздел 2. Подготовка к чтению. Теория. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Практика. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова. Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков. Раздел 3. Подготовка к письму. Теория. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Практика. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки. Рисование декоративных узоров разных форм. Итоговое занятие Практика – игры и упражнения на выявление уровня обученности воспитанников по программе. Тематическое планирование по курсу «Подготовка к чтению и письму» № п/п 1 2 Раздел, тема Понятие об устной и Всего Количество часов. Теория Практика 1 0 1 19 3 письменной речи. Вежливые слова. Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов Текст, предложение, слово. Строка и междустрочное пространство. Слово, слог. Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка). Слоговой анализ слов. Продолжи узор. Ударение. Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо). Деление слов на слоги. Прямая наклонная линия (короткая и длинная). Деление слогов на звуки. Прямые линии с закруглением внизу. Звуки и буквы. Прямые линии с закруглением вверху. Гласные и согласные звуки. Письмо длинной линии с петлёй вверху. Звуковая структура. Письмо длинной линии с петлёй внизу. 4 2 2 4 2 2 4 1 3 2 1 1 3 1 2 3 1 2 3 1 2 4 2 2 5 2 3 12 Слогообразующая роль 3 1 2 13 3 1 2 4 1 3 15 Правильное употребление 4 2 2 16 Составление рассказа по 6 1 5 56ч 20 ч 36 ч 4 5 6 7 8 9 10 11 14 гласных. Письмо овалов и полуовалов. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Письмо овалов и полуовалов. Слого - звуковой анализ слов. Повторение изученных элементов. слов — названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений. Элементы букв. картинке. Элементы букв. ИТОГО 20 Приложение 1. Мониторинг результатов обучения по программе «Школа раннего равзития» Диагностический материал по программе ««Школа будущего первоклассника»» составлен с учётом ФГТ для детей старшего дошкольного возраста. Диагностика осуществляется в начале и в конце учебного года ( при необходимости может быть проведена промежуточная диагностика в середине года). Разработанные диагностические таблицы по всем разделам программы. Педагог оценивает успешность выполнения только тех разделов программы, по которым ведут занятия. Усвоение программного материала определяется по четырёх бальной системе: ребёнок самостоятельно справляется с заданием-4 балла Ребёнок справляется с незначительной помощью взрослого-3 балла, ребёнок затрудняется с выполнением задания, даже с дополнительными вопросами взрослого 2 балла; Ребёнок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает 1 балл. Использование бальной системы оценки позволяет получить более точный результат в конце диагностического обследования. Можно использовать и другие обозначения: цвет, буквы, условные знаки. Важно применять их в соответствии с условными критериями. При подведении итогов диагностики результаты привести к уровням усвоения детьми программных требований(высокий, средний, низкий). Условные обозначения: в – высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень. Для успешного проведения диагностического обследования предлагаются контрольные задания, которые в большинстве случаев организуются как итоговые занятия, коллективные работы детей. Такая форма диагностики позволяет экономить время педагогов. Успешность усвоения программного материала проходит также в процессе наблюдения за воспитанниками на занятиях и в их свободной деятельности. Полученные данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребёнка группы. При выполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный»(выводы по каждому ребёнку) и «вертикальный»(выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагог видит, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Данные по каждому разделу заносятся в свободную таблицу. Это количественный и качественный анализ выполнения программных требований. В 21 таблице указывается процент усвоения детьми программы(высокий и средний уровень). Оформление сводной таблицы ЗУН позволяет сравнивать успехи работы в начале года и в конце, оценивать результаты по каждому разделу программы. Итоги диагностики укажут на «западающее» звено, в результате чего одной из готовых задач работы учреждения на следующий год станет совершенствование этого направления. Таким образом, система оценки качества организации воспитательного процесса позволит: - проследить динамику развития каждого ребёнка; - оценить успешность усвоения программы; - определить перспективы, направления работы по подготовке детей к школе. Диагностические таблицы Диагностика интегративного качества «Эмоционально отзывчивый»Количество детей: Дата проведения: № Ф. И. ребёнка Откликается Сопереживает на эмоции близких персонажам сказок, людей и друзей историй, рассказов Эмоционально Итоговые реагирует на результаты произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения, мир природы 1 2 3 4 5 в с н 22 Диагностика интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» Количество детей: Дата проведения: № Ф. И. ребёнка Может применять Умеет, в зависимостиСпособен Итоговые самостоятельно от ситуации, предложить результаты усвоенные знания и преобразовывать собственный способы деятельности для способы решения замысел и решения новых задач, задач(проблем) воплотить его в поставленных как рисунке, взрослым, так и им самим постройке, рассказе 1 2 3 в с н Диагностика интегративных качеств «Овладений универсальными предпосылками учебной деятельности» Количество детей: Дата проведения: № Ф. И. ребёнка Уровень владения универсальными предпосылками учебной деятельности Уровень владения необходимыми умениями и навыками Умеет работать по правилу и образцу Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности Умеет слушать взрослого Итоговые результаты 23 1 2 в с н Диагностика интегративных качеств «Овладевший необходимыми умениями и навыками» Количество детей: Дата проведения: № Ф. Уровень овладения необходимых умений и навыков И. математика Обучениеграмоте Окруж. Художественноетворчество Развитиеречи ИЗО Итоговыйрезуль мир 1 2 3 в с н Диагностика качества «Овладений средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» Количество детей: Дата проведения: № Ф. И. ребёнка Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения Владеет диагностической речью Владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми Способен Итоговые изменять стиль общения результат со взрослыми ы и сверстниками 1 24 2 3 4 5 В С Н « Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» Количество детей: Дата проведения: № Ф. И. ребёнка Поведение определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Соблюдает правила поведения на улице(дорожные правила), в общественных местах Итоговыерезультаты 1 2 3 4 5 В С Н 25 Приложение 2. Игры для детей Учимся различать цвета Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Дети как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним. Радуга Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные "лодочкой". Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга ( Как в игре "Колечко") Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов. После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит: "Радуга, появись! Радуга, покажись!" Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга. Первый из детей показывает свой предмет - красный и спрашивает: "У кого есть такой же?" Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться. Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре. Если играют дети, которые умеют считать, то каждый ребенок, чей цвет разыгрывают, должен посчитать, сколько предметов его цвета было названо, или это может сделать педагог. Потом интересно обсудить с детьми, почему того или иного цвета больше или меньше на земле. После игры дети могут нарисовать рисунки о том, как радуга-дуга раскрасила землю. Светофор Вариант той же игры, но с кружками зеленого и красного цвета. Игра проводится по тому же принципу, Но только на правильный ответ дети показывают кружок зеленого цвета, на неправильный -красного. 26 Воздушные шары Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается. Давай придумывать Развиваем абстрактное мышление, речь. Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр. Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает:"У меня!" и получает карточку с изображением карандаша. Цветные коробочки Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10. Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки. 27 Мышонок из киндер-сюрприза. Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называем признаки заветной коробки. Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”. Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”. Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: “слева от большой”, или “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной, но ниже синей” и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей в группе. Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу, что очень непросто маленьким партнерам. Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: “в красной коробке с цифрой три”, например. При обучении порядковому счету: “четвертая коробочка слева”, “вторая от окна”… Ярмарка Дети стоят в кругу. Это - "продавцы". Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он - покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки: "Ваня, Ваня, покружись, Всем ребятам покажись, И какой тебе милей, Укажи нам поскорей! Стоп!" На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала "стрелка", спрашивает "покупателя": - Что угодно для души? Все товары хороши! Ведущий "делает заказ": 28 - Хочу фрукт! (или овощ.ягоду, цветок) Теперь ребёнок, "принявший заказ", должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной. - На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает жёлтый кубик. Цель игры понятна - закрепляем знания овощей, фруктов.ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции. Ход игры может быть разным - смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца. Рыбалка Еще одна игра для тех, кто только начинает знакомиться с цветом, сравнивать количества предметов, играть по определенным правилам, чему тоже надо учиться. В большой коробке (очень удобны опустевшие конфетные коробки), обклеенной красивой синей бумагой (можно нарисовать водоросли, раковины), “плавают” рыбки двух цветов – красные и желтые, (их надо вырезать из двустороннего картона). Рыбки должны быть одинаковыми по величине, по 15-20 штук каждого цвета. Чтобы внести в нашу игру “элемент неожиданности” добавляем в наш водоем забавные старые башмаки, вырезанные из бумаги нейтрального, например, коричневого, цвета, 10-12 штук. Нам понадобится игральный кубик собственного изготовления (лучше взять готовый деревянный). На одной его стороне – одна красная точка, на второй – две красных, на третьей – одна желтая, на четвертой – две желтых, на пятой – желтая и красная, а на шестой изображен старый башмак. Учимся бросать кубик и определять, что “ловится”, если на кубике выпадает та или иная сторона: количество и цвет точек должны совпадать с количеством и цветом “пойманных” рыбок или (если повезет, конечно) вынимаем старый башмак. После трех-четырех ходов можно остановиться и подсчитать “улов” у каждого игрока: сколько желтых и красных рыбок, каких больше. В игре не должно быть проигравших, ее цель – развить внимание малыша, научиться считать в пределах десятка, сравнивать количества предметов Найди, кого загадали! Игра на развитие ориентирования в пространстве. В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. 29 Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится. Ищем клад. Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. "Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?" Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь - самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете "клад" где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко - усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче - план участка. Найди домик Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша. 30 Приложение 3. Общая схема организации занятия: 1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре. Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен: понимать, что от него требуется в игре; - определить, может он играть в эту игру или не может; - определить, хочет он играть в эту игру или не хочет. 2. Затруднение в игровой ситуации В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. 3. Открытие нового знания или умения Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. 4. Воспроизведение нового в типовой ситуации На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки. 5. Повторение и развивающие задания. Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени. 6. Итог занятия. Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится. Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки . 31