Целевой раздел Пояснительная записка «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… Важно только, чтобы за призывами следовал труд». Б. Н. Сухомлинский Программа "Творческая мастерская" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, работа с природным материалом. Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно- прикладному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников. Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. Занятия по программе направлены на развитие мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Работа в кружке «Творческая мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал, а чтобы дополнительные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, тестом, с бумагой и картоном и т.д. Работа программы организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Всё это необходимо современному человеку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью. Нормативные-правовые документы. Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами: 1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-программам дошкольного образования»; 3. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г. (с изменениями на 27 октября 2020 года), 4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». 5. Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. № 08-249 6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» Возрастные, индивидуальные особенности детей 5-7 лет Возраст 5—7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Цель и задачи программы Цель Программы: Создание условий для развития личности ребенка, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Задачи реализации Программы: 1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, пластика, природного и бросового материалов. 2. Формирование творческого начала в личности ребенка. 3. Развитие его индивидуальности. 4. Развитие воображения, мелкой моторики, речи. 5. Воспитание трудолюбия, аккуратности. 6. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей детей, чувство цвета, композиционных умений, мелкой моторики и глазомера. 7. Воспитание познавательного интереса, усидчивости, аккуратности при выполнении, стремление добиваться хорошего результата, эстетический вкус. 8. Подвести итоги проведённой работы с детьми (оформить выставку работ). Принципы построения программы Создание образовательной среды в программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения: Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно-образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях. Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума. Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности. Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др. Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития. Принципы, лежащие в основе программы: - доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский); - демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей); - «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Требования к уровню подготовки воспитанников. В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами воспитанники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. В результате обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области изобразительного искусства, литературы. Планируемые результаты освоения Программы В результате обучения по данной программе воспитанники: – научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, соленым тестом, пластилином; – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; – будут создавать композиции с изделиями; – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; – овладеют навыками культуры труда; – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе; – получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека. Содержательный раздел. Учебный план группы Занятия по программе «Творческая мастерская» проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с детьми 5-7 лет. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей не более 20-25 мин. в соответствии с СанПиН 2.4.1-13. Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. 1. Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. 2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек, композиций из бумаги, салфеток помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек, композиций из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев. 3. Изготовление объёмных картинок. («Красота украсит мир») Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических 10 фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумаг кручения и бумаг пластики. 4. Работа с бросовым материалов («Остров ненужных вещей») Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берѐт на себя. При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо , чтобы эту предварительную работу выполнял педагог. 5. Работа с природным материалом. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. 6. Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Таким образом лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение. На основе учебного плана составлена сетка непосредственно образовательной деятельности. № Вид деятельности Кол-во занятий в месяц 1. Познавательная деятельность Знакомство с материалом и техникой 4 2. Продуктивная деятельность Практическое применение знаний ИТОГО: 4 4 Формы, способы, методы и средства реализации программы Основа программы – это постепенность погружения в творческий мир. Каждый вид деятельности – новый шаг в познании, а познание это происходит через восприятие искусства и практическую творческую деятельность ребёнка. Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «Занятие». Оно основано на интеграции образовательных областей, осуществляемых совместно со взрослым. Эти виды деятельности построены в форме игры. Их цель – научить ребёнка думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. 1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи. 2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по конструированию подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. 3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. 4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. 5. «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей: Словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ); Наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки); Метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы); Игровые (дидактические, развивающие, подвижные); Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание). ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Оформление предметно-пространственной среды. Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приёмами работы. Используемые материалы: - Картон белый, картон цветной - Бумага цветная - Пластилин - Клей ПВА - Мука - Сухие листья, семена растений, всевозможная крупа - Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, ватные диски, ватные палочки - Скорлупа яиц, перья, галька, фольга, кожаные кусочки, пуговицы, проволока, бусинки, бисер. паетки, тесьма, лента. Инструменты и приспособления: - Инструкционные карты и схемы изготовления поделок. – Инструкционные карты сборки изделий. - Образцы изделий. - Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний. - Карандаш - Ножницы простые – - Ножницы фигурные - Стеки для пластилина - Дыроколы фигурные - Набор стек и доска для лепки - Клеёнка для аппликации - Клейкая лента - Кисточки для клея и красок Календарно-тематическое планирование Октябрь Тема Цель 1. «Божья коровка» Закреплять умение составлять композицию из готовых элементов, выполненных из разных видов бумаги (цветная, картон), прорисовывать мелкие детали фломастером (глазки, усики, точки). 2.. Учить создавать «Дары осени» композицию из бумаги, сложенной пополам 3. Учить создавать «Осеннее дерево» композицию из рваной бумаги и наклеивать на лист бумаги 4. «Львенок» Ноябрь Тема 1. «Совенок» 2. «Лесные жители» Материал Картон: бордовый, бежевый, Фломастер, клей. Цветная бумага, клей Аппликация Бумага, клей Аппликация (контурная мозаика из бумаги) Учить создавать Бумага, объемную аппликацию из клей бумаги. Цель Учить складывать бумагу в технике оригами Учить детей создавать композицию из природного и бросового материала. Техника красный Аппликация зеленый, черный. кисть, ножницы, Объемная аппликация Материал Бумага, ножницы Шишки, бусинки, ракушки. Техника Оригами пластилин, Работа камешки, природным материалом с 3. «Гусеница» 4. «Неваляшка медвежонок» Развивать у детей Бумага, ножницы Оригами творческое воображение, самостоятельность в выборе цвета для поделки, элементов для оформления. Развивать умение По 3 полоски 1*19, по Работа и вырезать по контуру, 2- 1*28 бумагой склеивать аккуратно элементы. с Декабрь Тема 1. «Снежинка» 2. «Новогодний фонарик» Цель Учить складывать бумагу в определенной последовательности, вырезать элементы что бы получилась ажурная снежинка, украшать блёстками. Учить выполнять работу в соответствии с условными обозначениями на заготовке, упражнять в нарезании узких полос по разметке. Материал Техника Квадрат 15 на 15 из Работа с бумагой белой и голубой бумаги, карандаши, ножницы. Заготовка для фонарика и его ручки (16 на 9) с разметкой из плотной цветной бумаги, клей, кисть, ножницы, салфетка, элементы из самоклейки для украшения. 3. Расширять опыт- Бумага, ножницы, дизайн деятельности, клей, украшение для «Елочка» вызвать интерес к елки работе с конусами. 4. Познакомить с Гуашь, клей ПВА, «Витражи для техникой выполнения кисть, карандаш. окошек в избушке витражей. Зимушки – Зимы» Вырабатывать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Январь Тема Цель Материал Работа с бумагой Конструирование из бумажных конусов Рисование клеем ПВА Техника 1. «Звездочка» соленого теста) (из Продолжать учить работать с соленым тестом, проявлять творчество в росписи поделки. Соленой тесто, краски, Тестопластика кисть, ленты, формочка в форме звезды 2. «Аквариум» Изготавливать Бумага, композицию на клей плоскости из кругов разного размера 3. «Снеговик» Учить работать с Бумага, клей мятой бумагой, создавать композицию. ножницы, Аппликация кругов 4. «Рисуем жгутиками Продолжить Пластилин, картон из пластилина» знакомство с пластилинографией. Февраль Тема 1. «Ежики» Цель Закрепить различные способы лепки (скатывание шарика, оттягивание носика), развивать мелкую моторику рук, посредством изготовления иголок из семян яблока и подсолнуха. Познакомить с техникой скатывания бумаги. из Конструировани е из мятой бумаги Пластилинограф ия Материал Техника Пластилин, семена Лепка из пластилина яблока или подсолнечника (мелкие). 2. Цыпленок 3. «Котенок» 4. «Лукошко для Продолжать Бумага, ножницы, Конструирование из грибов и ягод» знакомить с народной клей бумаги культурой. Вызвать интерес к конструированию лукошка из бумаги. Март Салфетки или цветная бумага, клей ПВА, картон для основы. Скатывание бумаги Учить разрезать Квадраты из Геометрическая квадраты по бумаги, ножницы, мозаика диагонали и клей складывать фигуру котенка Тема Цель Материал 1. «Тюльпан» 2. «Подарок маме» Продолжать складывать бумагу в технике оригами Продолжать работать с соленым тестом, развивать фантазию, творческие способности Продолжать работать с бумагой и ножницами, проявлять фантазию. Учить самостоятельно складывать самолетик в технике оригами, точно соединять углы, украшать поделку наклейками. Заготовки из бумаги Оригами 2-х цветов, ножницы, клей Соленое тесто, картон Тестопластика 3. «Зайчики» 4. «Самолетик» Бумага или картон, Работа с бумагой клей, ножницы Заготовки из бумаги, Оригами элементы для украшения из самоклейки Апрель Тема 1. «Ваза» 2. Цель Материал Развивать мелкую Ваза из пластиковой моторику рук, бутылки, цветочки из посредством разноцветной бумаги. украшения вазы; развивать творчество, чувство цвета. Закреплять умение Природный материал, «Поделки из шишек» работать с пластилин природным материалом. 3. «Пасхальное яйцо» 4. «Рамка для фото» Учить проявлять аккуратность при работе с хрупким материалом, развивать творчество при раскрашивании яйца и украшении элементами декора. Продолжать учить работать с нетрадиционным. материалом(салфетк и), закреплять навыки составления Техника Техника Чудеса для детей из ненужных вещей Работа природным материалом с Пустое куриное яйцо, Работа краски, кисти, природным наклейки. материалом с Заготовки для рамки (16на 20) из картона, бумажные салфетки с рисунком, клей. «Чудесная мастерская» работа заготовками, бумагой. с узора(чередование, расположение). Май 1. Тема «Лебедь» 2. «Цветы» 3. «Жучки полянке» 4. «Веселые лягушата» Цель Закреплять умение вырезать по контуру(цветок), использовать в работе бросовый материал (крышки от чехлов для бахил); использовать в качестве украшения поделки кружева, ленты, наклейки. Познакомить со свойствами бумаги, на учить складывать и украшать поделки. Материал Бумага, клей, ножницы Картонные цветы разного цвета, крышечки от чехлов для бахил, маркер тонкий чёрный, наклейки бабочек, клей, салфетки. Техника Объемная аппликация Работа с бросовым материалом Цветная бумага, салфетки, фантики, Работа с бумагой коктейльные трубочки, клей, ножницы Продолжать работать с бумагой и Бумага, ножницами, клей проявлять фантазию. ножницы, Конструирование из бумаги Список литературы и материально-технического обеспечения Организационно - методическое обеспечение программы. 1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план. 2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий. 3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ. 4. Учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий и работ, журналы, книги, компьютерные презентации. Список литературы. 1. В. С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002. 2. Э. К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999. 3. К. В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000. 4. Г.И.Перевертень «Мозаика из круп и семян». 5. И.М.Конышева «Чудесная мастерская». 6. И.М.Конышева «Творим, размышляем, растем». 7. И.В.Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду». 8.М.И.Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». 9.И.А. Лыкова «Конструирование с детьми 5 – 6 лет» 10. Н.А Цирулик «Умные руки»