Волшебная песочница

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 505
620041, г. Екатеринбург ул. Советская, 16 А, телефон 372 03 80, е-таИ: та6ои505@таП.ги

Принята на заседании
Педагогического совета
МАДОУ № 505
Протокол № 1
от 30 августа 2024 года

РЖ ДАЮ:
,ОУ № 505
отегова Т.В.
Приказ № 93 - ПОУ
'Ш ^ З О августа 2024 года
//а .

л

зоразовэгД

и
й

*

*

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Дополнительная образовательная программа
«Волшебная песочница»
Направленность: художественная
Срок реализации: 4 года

Составитель: Шелест А.Ю.

г. Екатеринбург, 2024 г.

Оглавление

В ведение

3

I. Ц ел ево й раздел

4

1.1.П о я с н и т е л ь н а я за п и с к а

4

1.1.1. Ц ель и задачи реализации ПДО

5

1.1.2. Принципы и подходы к формированию ПДО

5

1.1.3..Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по ПДО

7

1.2.П лан и р у ем ы е р е зу л ь т а т ы освоен и я П Д О .

7

II С о д ер ж ат ел ь н ы й р азд ел П Д О

9

2.1.О бщ ие положения

9

2.2.О писание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

9

развития ребёнка, представленных в пяти образовательных областях
2.3 Взаимодействие педагога с детьми

10

I I I О р га н и за ц и о н н ы й раздел

11

3.1. Ф ормы и режим занятий

11

3.2. Структура учебного плана

11

3.3. Годовой календарный учебный график

11

3.4. П ланирование образовательной деятельности

11

3.4.1. Учебно-тематический план

11

П ервый год обучения

11

Второй год обучения

13

Третий год обучения

14

Четвертый год обучения

16

3.5. М атериально-техническое обеспечение ПДО

17

3.6. П еречень нормативных и нормативно-методических документов

18

3.7. П еречень литературных источников

18

П ри л о ж ен и е

19

2

ВВЕДЕНИЕ
Концепция дош кольного образования предусматривает развитие личности ребенка с
учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах.
Согласно утв. П риказом М инобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, акцент делается не на
знаниях, умениях и навыках, а на формирование общ ей культуры дош кольника, о воспитании
целостной, творческой личности ребенка. В "Концепции дош кольного воспитания" отмечается,
что "искусство является уникальным средством формирования важнейш их сторон психической
жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, худож ественны х и творческих
способностей".
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в
«Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Ф едерации на
период до 2020 г.» является повыш ение доступности качественного образования в соответствии
с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России
в глобальном мире и современными потребностями общества.
И сходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается
переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики,
присвоением
образованию
гуманистического
характера
и
уточнением
механизмов
всестороннего, гармонического развития личности. А ктуальным направлением модернизации
системы образования является худож ественно-эстетическое воспитание, как одно из основных
средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Художественно-эстетическая деятельность - деятельность специфическая для детей, в
которой ребёнок наиболее полно может раскры ть себя, свои возможности, ощутить продукт
своей деятельности (рисунки), одним словом реализовать себя как творческая личность. Н а это
нас нацеливает концепция дош кольного образования, где чётко определяю тся задачи перед
педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает ш ирокие возможности для
самовыражения, раскрытия и соверш енствования творческих способностей.
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие
предпосылок
ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отнош ения к
окружающ ему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание ПДО вклю чает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Ц елевой раздел ПДО определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
ПДО, планируемые результаты ее освоения.
Содерж ательный раздел ПДО вклю чает описание образовательной деятельности по
художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционного рисования рисование песком по стеклу. П ДО определяет содержание работы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
О рганизационный раздел ПДО описывает систему условий реализации образовательной
деятельности, необходимых для достижения целей ПДО, особенности организации
образовательной деятельности, а именно описание:
- психолого-педагогических, материально-технических и финансовых условий,
- особенностей организации образовательной деятельности, ПДО заверш ается
перечнем литературных источников.

3

Т. Ц Е Л Е В О Й Р А З Д Е Л П Р О Г Р А М М Ы Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А ЗО В А Н И Я
1.1. П о я с н и т е л ь н а я зап и ск а
Изобразительное творчество является одним из древнейш их направлений искусства.
Каждый ребенок рождается художником. Н ужно только помочь ему разбудить в себе творческие
способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в
этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание
и развитие личности ребенка. Достиж ение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих
перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляю щ ая часть
которого - изобразительное искусство. Н езаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной
дош кольникам является рисование песком.
Акт уальност ь данной программы в том, что песочная анимация является новым
развиваю щ имся видом искусства, способствую щ ем гармоничному развитию личности. Больш им
плюсом песочного рисования являю тся уникальные свойства песка - сыпучесть, мягкость,
приятная шершавость, - которые действую т на человека завораживаю щ е и ребенок избавляется
от негативных эмоций. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает
ему возможность по-настоящ ем у расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт-искусства подходит
всем возрастным категориям. Особенно с песком лю бят играть дети. Песочное рисование очень
полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается,
освобождается от «лиш ней» энергии, учится лучш е понимать себя. И грая с песком, ребенок
учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это
помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. П ри этом
развивается фантазия, внимание, улучш ается координация движений, пространственное
восприятие.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими
изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким
образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на
холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному
мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность
процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то
ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него чтото
не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание
действовать. П есок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящ ему ребёнку:
у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и
есть залог развития.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию
сенсорных ощущений, раскрепощ ает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики,
что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух
полуш арий (так как рисование происходит двумя руками).
Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия:
интеллектуально-логического и эмоционально целостного.
Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и
аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие
логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.
Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность,
мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования
навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что
воздействует и на качество речи ребенка.
Делаем вывод: П есок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что
человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не
только окружающим, но и самому "обладателю". Человек, особенно ребенок, не всегда может
сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. С
4

помощью песка, лю бых других сыпучих продуктов и маленьких фигурок можно проигрывать
волнующие, конфликтные ситуации - это позволяет получить новый опыт в безопасном
пространстве ребенка, освобождает его от внутреннего напряжения. Песочное рисование
благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и
речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как
все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Я скажу просто: рисование
песком рекомендовано всем возрастам без исклю чения - детям и взрослым - как медитативная,
расслабляю щ ая техника, укрепляю щ ая здоровье, так и творческая деятельность.
Данная программа предназначена для занятий с детьми дош кольного возраста и направлена
на ознакомление детей с техникой песочного рисования и на коррекцию психоэмоциональной
состояния детей. Она такж е призвана раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, развить
эстетический вкус и гармонизировать эмоциональноволевую сферу. П о кружковой работе мы
используем современную, интересную методику - рисование песком на стекле.
П рограмма разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей
дош кольного возраста.
1.1.1.
Ц ел ь и зад ач и р еал и зац и и п р о гр ам м ы
Ц ел ь: развитие у детей раннего и дош кольного возраста творческих способностей,
психологи-педагогическая поддержка, средствами пескотерапии.
Зад ач и :
1. О б р азо в ат ел ь н ы е:
- формировать познавательную активность через ознакомление с техниками пескотерапии. дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим
приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
- знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка
мелкой моторики рук;
2.
Р азв и в аю щ и е:
- развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком_и познавательную активность развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; гармонизация
психоэмоционального состояния.
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации,
формирование коммуникативных навыков, планировать деятельность.
- способствовать формированию сенсорных эталонов, развивать тактильную чувствительность.
М елкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполуш арное взаимодействие.
3.
В о сп и тател ь н ы е:
- вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности,
- воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружаю щ ем мире,
- формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности, воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
1.1.2. П р и н ц и п ы и подходы к ф о р м и р о ван и ю П Д О
О сн о вн ы е п р и н ц и п ы :
1.
П р и н ц и п си стем ности - структурирования содержания программы по уровням
художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением песком
отдельных предметов, сюжетных песочных картин песочных анимаций.
2.
П р и н ц и п н д и ви д у ал ьн о -л и ч н о стн о го подхода предусматривает ориентацию на
индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных
переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.
3.
П ринцип
ад ек в атн о го
б ал ан са
м еж ду
р еп р о д у к ти вн о й
д ея те л ь н о стью
и
тво р ч ество м . В первой части занятия предлагаю тся упражнения, требую щ ие точных
повторений движений руками, во второй обязательно творческих заданий по тематике занятия.
4. П р и н ц и п обучения тех н и ч ески м н а в ы к а м «от п ростого к слож ном у». этот принцип
диктует построения структуры программы и хода занятия.
5

5. П р и н ц и п создан ия тво р ч еск о й атм о сф ер ы и естествен н ой р ад ости процессе рисовани я...
6. П р и н ц и п и н т егр ац и и и зо б р ази тел ьн о й д ея те л ь н о ст и с д р у ги м и в и д а м и детской
д ея те л ь н о сти (игра, драматизация, рассказывание сказки, музыка). Реализация данного
принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе пальчиковой
гимнастики (см. П риложени 2) и в отдельных случаях обыгрывание созданных рисунков.
7. П р и н ц и п п си х о л о го -п ед аго ги ч еско й п оддерж ки в процессе рисования достигается
посредством бережного отнош ения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их
изобразительной деятельности.
8. П р и н ц и п д о зи р о в ан н о й пом ощ и и н е в м е ш а т е л ь с т в а в процессе детского изобразительного
творчества.
М етод ы , и сп о л ьзу ем ы е п р и о р ган и зац и и за н я т и й с д етьм и :
Н аглядные включают в себя:
• наглядно - слуховые (слуш ание музыки в аудиозаписи);
• наглядно - зрительные (дидактический материал) ;
• тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощ ь

других

детей,

совместное

выполнение, подражательное выполнение); □ формы несловесной поддержки (улыбка и т.п.)
Словесные м ет оды :
• объяснение ( краткое, четкое, эмоциональное );
• указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращ ены как ко всем детям, так и
индивидуально);
• вопросы (четкие, понятные. Э тот словесный прием очень важен, он активизирует внимание,
развивает мыш ление и память)
Пояснения, уточнения - словесные приемы, которые нежелательно использовать на фоне
звучащ ей музыки.
Практ ические мет оды :
• метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором
дидактического материала);
И гровые мет оды (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и
активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности,
стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).
Арт -т ерапевт ические м ет оды развит ия эмоций и чувств:
• П робуждения ярких эстетических эмоций и переживаний
• П обуж дение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное
• Контроль и оценка изобразительной деятельности.
Ф о р м ы раб о ты :
- И ндивидуальные игры. П озитивно влияю т на эмоциональное самочувствие детей, являются
прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
- Групповые игры И гры с песком в группе направлены в основном на развитие
коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общ аться друг с другом,
взаимодействовать.
Т ех н и к а р и с о в ан и я:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром больш ого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• О дновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
С пособам и за с ы п а н и я п оверхн ости стола:
• Просеивание,
6

• Расхлопывание,
• Дождик,
• Торнадо,
• Волна.
П р а в и л а р аб о ты с песком п о в то р я ем перед к аж д ы м зан яти ем :
1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком; Н ельзя брать его в рот.
3. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
4. Н ельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
5. После игры надо убрать все на свои места.
С т р у к т у р а зан я т и й :
Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком
I. Вводная часть:
1. Особое приветствие.
2. П равила работы с песком.
II. Основная часть:
1. У пражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
2. И гры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха,
фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти,
фонематического анализа и синтеза.
III. Заклю чительная часть:
1. Подведение итогов.
2. Упражнение на релаксацию (см. П рилож ение 3).
3. Рефлексия.
4. Ритуал прощ ания
1.1.3. Р азв и в аю щ е е о ц ен и в ан и е к а ч е с т в а о б р азо в ател ь н о й д ея те л ь н о сти по п р о гр ам м е
Диагностика в зависимости от поставленных задач охватывает ряд основных показателей
эффективности освоения программы, в качестве которых могут выступать:
1. О своен ие тех н и к о й песочного р и с о в ан и я ребен ком
(владение техниками рисования песком)
2. У р о в ен ь р а з в и т и я психо-м оторного р а зв и т и я р еб ен ка
(координации, внимания, усидчивости речевой деятельности, образной памяти).
3. П р о я в л е н и я т в о р ч еск и х способностей и вл ад ен и ем
(мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность).
4. У р о в ен ь р а з в и т и я эм о ц и о н ал ь н о й сф ер ы и п о зн ав ат ел ь н о й ак т и в н о с т и реб ен ка
(умение видеть красоту в окружаю щ ем мире и передавать ее, используя песочную
технику)
Для выявления степени сформированности выше указанных показателей проводятся
диагностические процедуры. Таблица для фиксации результатов мониторинга (см. П риложение
1).
Н а основе анализа продуктов изобразительной деятельности, наблю дения за характером
рисования песком по каждому параметру выставляется соответствую щ ий бал и делается вывод о
характере освоения программы. В ыстраивается общая картина психоэмоционального состояния
ребенка.

•
•
•

1.2. П л а н и р у е м ы е р е зу л ь т а т ы
П е р в ы й год обучения 3-4 года
Знает техники рисования и может их воспроизвести. Рисовать пальцами, кулаком.
Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует графической
задаче изображения простых форм.
И зображ ает отдельные предметы, простые по композиции, включая в картины воображение
(круг, квадрат...)

7

•

•

•

•
•

•

•

•

•

•

•

•

•

П роявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллю страций и явлений природы;
умеет радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам. В идит красоту в
окружаю щ ем мире и может передавать ее, используя техники песочной анимации
В торой год обучения 4-5 л ет
И зображает предметы и явления, передавая их выразительно, путем создания отчетливых
форм, использования разных техник песочной анимации. Рисует пальцами, ладонью, кулаком,
создавая композицию
Движения рук точны, характер, сила и ритмичность движения соответствует графической
задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в
сюжетную картину.
Я рко проявляет увлеченность рисования на песке, желания рисовать по собственному
замыслу.
Рисунки эмоционально выразительны, передаю т настроение ребенка и красоту окружающ его
мира.
Т р ети й год обучения 5-6 л ет
Создает изображения предметов, сю жетные изображения (с натуры, по представлению); при
этом используя разнообразные техники песочной анимации. Владеет графическими
действиями (темным по светлому, насыпание песка)
Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения
соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке
несколько изображений в сюжетную картину.
П роявляет увлеченность рисования на песке, желания рисовать по собственному замыслу.
У меет дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое мышление.
Дорисовывая предложенные пятна, линии, точки, получая при этом новый образ.
Эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда характеризую тся
стабильностью, уравновеш енностью, позитивным настроем. Выраж ает эмоции не только через
рисунок, но и словом.
Ч е т в е р т ы й год обучения 6-7 л ет
Самостоятельно называет техники рисования песком. И зображает предметы и явления,
сюжетные изображения (с натуры, по представлению); передавая их выразительно, путем
создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации. Рисует
пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию
Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения
соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке
несколько изображений в сюжетную картину. Способен одновременно работать пальцами
двух рук.
У влеченность в рисовании на песке, ж елания рисовать по собственному замыслу. У меет
дорисовывать отдельные формы, вклю чая фантазию и творческое мышление. Умеет
передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка. Дорисовывая
предложенные пятна, линии, точки, получая при этом новый образ, при этом выбирает тип
изображения (светлый, темный). Создает индивидуальные и коллективные рисунки,
предметные и сюжетные композиции на темы окружаю щ ей жизни, литературных
произведений.
Эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда характеризую тся
стабильностью, уравновеш енностью, позитивным настроем, стремлением в рисунке на песке
выразить свои эмоции, чувства. Выраж ает эмоции не только через рисунок, но и словом

8

П. СО ДЕРЖ А ТЕЛ ЬН Ы Й РАЗДЕЛ
2.1 О бщ ее полож ение
В ходе работы предусматриваю тся различные формы, как индивидуального творчества
ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми - педагогами и
родителями. П рограмма рассчитана на 4 года обучения с элементами усложнения для разных
возрастных групп. П ериодичность занятий - 2 раза в неделю с октября по май. Количество
занятий в год - 64. П родолж ительность занятий предусмотрено физиологическими
особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
2.2. О п и сан и е о б р азо в ател ь н о й д ея те л ь н о сти в со о тветстви и с н а п р а в л е н и я м и р а зв и т и я
реб ён ка, п р е д с та в л ен н ы х в п я т и о б р азо в ат ел ь н ы х о б л астях
М ногообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и реш ает
задачи во всех основных областях развития.
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Способствует развитию игровой деятельности
• Умению взаимодействовать со сверстниками
• П риобщ ению к правилам безопасного поведения
• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, ум ению доводить работ у до конца).
• Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.
Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей с
песочным латком. П есок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорош о
подойдут лю бые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д.
Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и
интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и
для индивидуальной работы.
Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем,
так и в старш ем дош кольном возрасте.
2. Познавательное развитие:
• Ф ормирует навыки познавательно исследовательской деятельности.
• Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
• Способствует формированию целостной картины мира.
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню , дай попробовать и я
пойму” . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
М ир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получаю т новые
представления о ж ивой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых - расш ирять
кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощ рять стремление самостоятельно
разбираться в интересую щ их вопросах и делать элементарные умозаклю чения. Н о кроме
формирования познавательных интересов и обогащ ения сознания детей новыми сведениями
взрослые должны помогать им, упорядочивать и систематизировать полученную информацию.
В процессе постижения новых знаний у детей развиваться умение анализировать различные
явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и
составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.

3. Речевое развитие:
• Способствует развитию связной речи
• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
• Способствует обогащ ению словаря
Здесь в своей работе я использую песочные постановки сказок. Рассказывание сказок, используя
рисунки на подносе, различные действия с предметами (мелкие игрушки, природны й материал).
Сначала лучш е использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно
усложняя и сю ж ет и действия, которые выполняю т дети, включая их, таким образом, в процесс
рассказывания, фантазирования.
4. Художественно-эстетическое развитие:
9

• Развивает воображение
• Ф ормирует эстетический вкус
• Развивает худож ественные способности, чувство ритма.
Первоначально это конечно рисование песком, можно предложить нарисовать различные
геометрические фигуры, волш ебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок
можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом. В своей практике я использую
так же рисование воронками. Рисование цветным песком по средствам трафаретов.

5. Физическое развитие:
• Способствует сохранению и укреплению здоровья
• Н акоплению и обогащению двигательного опыта
• Развитие координации
• Развитие мелкой и крупной моторики
Здесь я использую игры с песком для развития мелкой моторики. Таким образом, песок прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, для его всестороннего развития.
2.3 В заи м о дей стви е п ед аго га с д еть м и
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной
деятельности педагога и детей, направленной на реш ение творческой задачи.
П едагог должен не только научить детей различным техникам, но и пробудить их
творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. Больш ое место в
осущ ествлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как
увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе
демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных
материалов к поверхности. П рактические методы вклю чаю т упражнения, экспериментирование
с песком. Кроме этого, стимулирую щ ие работу детей действия педагога, вклю чаю щие
подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи, повыш аю т эмоционально­
познавательное значение труда, вложенного в создание худож ественного образа.
Ф о р м ы в заи м о д ей стви я п ед аго га с д етьм и :
1) М отивация (ритуал приветствия)
2) Гимнастика для мелкой моторики
3) Обучение технике пескографии
4) Физ.пауза
5) Выполнение
6) Лю бование
7) Эмоциональная установка на успеш ность (ритуал прощания)

10

ТТТ. О РГА Н И ЗА Ц И О Н Н Ы Й РАЗДЕЛ
3.1 Ф о р м ы и реж и м за н я т и й
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и
расписанием
занятий,
которые
разрабатываю тся
и
утверждаю тся
образовательным
учреждением.
Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во
второй половине дня после дневного сна.
В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе
дополнительного
образования
используется
игра,
познавательнная
активность,
исследовательская деятельность, а так же в форме творческой активности, обеспечивающ ей
художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Занятия проводятся малыми подгруппам(3-4 человека) и индивидуально, что позволяет
продуктивно вести работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого
соответствует возрастным нормам детей.
3.2. С т р у к т у р а учебного п л а н а «Волш ебная песочница» для детей от 3 до 7 лет
Количество учебных месяцев
Кол-во
учебных Кол-во
№
Программа
п/п
дополнительных платных
часов в неделю на одну учебных групп
образовательных услуг
учебную группу
1 «Волшебная песочница»
Сентябрь
2
4
Октябрь,
для детей от 3-7 лет
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
3.3.
Г одовой к а л е н д а р н ы й у ч еб н ы й гр а ф и к по п р о гр ам м е «В о л ш еб н ая п есочн и ц а»
П р о д о л ж и тел ьн о сть учебного года по д о п о л н и тел ьн о м у о б р азо ван и ю детей:
Н ачало учебных занятий по дополнительному образованию д етей - 01 октября.
Окончание учебных занятий - 31 мая
Р еж им зан я т и й :
Занятия проводятся по расписанию , утвержденному заведую щ им М А Д О У детский сад № 505
3.4. П л а н и р о в а н и е о б р азо вател ь н о й д ея тел ь н о сти
Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из
перспективного планирования.

№

Месяц

Тема

Сентябрь

Волшебный
песок

1.

2.

Октябрь

учебного

3.4.1. У ч еб н о -тем ати ч еск и й п л ан
П е р в ы й год обучения______
Наименование разделов
Содержание
художественно­
изобразительного
творчества
«Здравствуй песочная
Беседа о происхождении песка, как
образуется песок. Познакомить детей с
страна»
нетрадиционной
изобразительной
«Тайные следы и
техникой рисования песком на стекле.
отпечатки»
Показать приемы получения точек и
«Волшебные точки»
коротких линий.
«Ожившие линии»
«Послушные штрихи и
линии»

Продолжать знакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой рисования.

плана

и

Количество
занятий

8

8

11

Роспись
песком

«Превращение
кружка»
«Узор ив круге»

Знакомство со свойствами песка. Учить
наносить ритмично и равномерно точки на
всю поверхность . Закрепить умение
равномерно наносить песок.

«Солнышко лучистое»
3.

Ноябрь
Геометриче
ские
фигуры

«Занимательный
квадрат»
«Веселый
прямоугольник»
Треугольные фантазии
«В стране Песочной
графики»

4.

Декабрь
Музыка
леса

5.

Январь
Поющая
тишина
морских
глубин

6.

Февраль
Птицы

7.

Март
Здравствуй
весна

8.

Апрель
Мир
игрушек и
предметов

9.

Май

«Дети цветы жизни»

Продолжать знакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой рисования. Учить
наносить ритмично и равномерно точки на
всю поверхность . Закрепить умение
равномерно наносить

8

песок в изображении геометрических фигур

Учить рисовать елки разные по форме,
ребром ладони, одним пальцем. Закрепить
навыки рисования. Развивать чувство
композиции. Воспитывать
аккуратность. Эмоциональный комфорт.
«Новогодняя ёлка»
Релаксация. Учить рисовать веточки,
украшать в техниках рисования пальчиками
«Зимний лес»
(выполнение ягоды различной величины ).
Закрепить навыки рисования. Развивать
«По лесной дорожке» чувство композиции. Воспитывать
аккуратность. Эмоциональный комфорт
Совершенствовать умения и навыки в
Подводное царство
свободном
экспериментировании
с
Золотая рыбка
песком. Развивать фантазию, интерес к
Обитатели морей
морским жителям (морская звезда,
конек,
рыбка).
Снятие
Прекрасное рядом (по морской
эмоционального
напряжения.
замыслу)
Совершенствовать умения и навыки в
«Сказочные птицы»
свободном экспериментировании с песком
под влиянием изменения музыки.
«Птичьи следы»
«Зернышки для птички» Развивать фантазию, интерес. Снятие
«Красногрудый снегирь... эмоционального напряжения
...»
Упражнять в рисовании обеих рук
Просыпается природа одновременно. Развивать
координацию.Продолжать знакомить с
временами года. Развивать чувство радости,
«Подснежник»
успеха.Учить передавать в рисунке
целостный образ. Учить наносить
извилистые и прямые линии непрерывно.
«Букет для мамы»
Дополнять рисунок декоративными
элементами.Развивать любовь к птицам и
чувство причастности к природе
Весенняя капель
«Деревья такие разные»

«Мой сеселый звонкий
м яч.».
«Вот так кукла неваляшка
...».
«Что за башенка такая это пирамидка.».
«Моя любимая игрушка»
«Волшебные цветы»
«Радуга чудес»
«Картина - пейзаж»

Учить рисовать предметы круглой и
вытянутой формы указательным пальцем.
Закрепить навыки рисования. Развивать
чувство формы и величины.

Учить украшать простые по форме
предметы, нанося простые по форме
элементы. Всей ладонью, одним или
несколькими пальцами, ребром ладони.
Воспитывать эстетическое восприятие

4

8

8

8

8

4

«Песочная фантазия»
10

Июнь

4
12

Всего занятий:

72

Второй год обучения
№

Месяц

1.
Сентябрь

2.

3.

4.

5.

6.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Тема

Наименование разделов
художественно­
изобразительного
творчества
«Песочная страна»

Содержание

Знакомство с материалом, показ работ
знаменитых песочных аниматоров. Беседа
«Страна Эльфов»
о происхождении песка, как образуется
песок.
Познакомить
детей
с
«Дорисуй
нетрадиционной
изобразительной
треугольник.»
техникой рисования песком на стекле.
Выдуманное...
Показать приемы получения точек и
(свободное рисование) коротких линий.
.Мой любимый дождик. Продолжать знакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой рисования.
Осеннее
Веселые грибочки.
Знакомство со свойствами песка. Учить
настроение
Деревья и кусты.
наносить ритмично и равномерно точки на
всю поверхность . Закрепить умение
По замыслу
равномерно наносить песок.
Грибочки на веревочке Продолжать знакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой
Осенние
Яблоки и груши.
рисования. Учить наносить ритмично и
запасы
равномерно точки на всю поверхность .
Закрепить умение равномерно наносить
Колкий Еж
песок в изображении геометрических фигур
По замыслу
Учить рисовать елки разные по форме,
Зимушка, зима!
ребром
ладони, одним пальцем. Закрепить
«Зимовье»
Снеговик.
навыки рисования. Развивать чувство
Маленькой
елочке композиции. Воспитывать аккуратность.
Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить
холодно зимой.
рисовать веточки, украшать в техниках
Рукавичка.
рисования пальчиками
Закрепить навыки рисования.
По замыслу.
Развивать чувство композиции. Воспитывать
аккуратность.
Эмоциональный комфорт
Учить рисовать елки разные по форме,
ребром ладони, одним пальцем. Закрепить
Зимний пейзаж
В январе все
навыки рисования. Развивать чувство
деревья в
«Еловый лес»
композиции. Воспитывать аккуратность.
серебре.
Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить
«Дуб, береза, ель»
рисовать веточки, украшать в техниках
рисования пальчиками (выполнение ягоды
различной величины ). Закрепить навыки
рисования. Развивать чувство композиции.
Воспитывать аккуратность. Эмоциональный
Волшебное дерево
Совершенствовать рисование песком
«Домашние
пальцами, всей ладонью. Учить наносить
животные»
Мир
равномерно различные линии (прямые,
животных
извилистые, длинные, короткие). Учить
«Дикие животные».
передавать в рисунке целостный образ.
Закрепить умение равномерно наносить
«Мои любимые
животные из сказок». песок. Сравнить диких и домашних
животных.

“Волшебство
линий.
Роспись
песком”

Количество
занятий

4

4

4

4

4

4

«Подарок для папы».
7.

Март
Мир
насекомых

«Сказочная бабочка»
«Божьи коровки на
лужайке».

Упражнять в рисовании обеих рук
одновременно. Развивать координацию.
Продолжать знакомить с временами года.
Развивать чувство радости, успеха. Учить
13

передавать в рисунке целостный образ.
«Шесть ножек, бегают Учить наносить извилистые и прямые линии
непрерывно. Дополнять рисунок
по дорожке»
декоративными элементами. Развивать
любовь к птицам и чувство причастности к
По замыслу
природе
8.

Апрель
Весеннее
настроение

Нарисуй и укрась вазу
для цветов
Открытка для мамы.
Цветы.
По замыслу

9.

Май
Мир, труд,
Май!!!

День Победы!
Транспорт
«Спасибо мир над
головой»
(голубь)
По замыслу

10

Совершенствовать умение украшать простые
по форме предметы, нанося простые по
форме элементы. Всей ладонью,
одним или несколькими пальцами, ребром
ладони, умение рисовать цветы (ребром
ладони, указательным пальцем).
Воспитывать эстетические чувства.
Развивать творческие способности, любовь к
природе, эстетическое восприятие и любовь
к родителям.
Учить украшать простые по форме предметы,
нанося простые по форме элементы. Всей
ладонью,
одним
или
несколькими
пальцами, ребром ладони. Воспитывать
эстетическое восприятие. Учить рисовать
предметы круглой и вытянутой формы
указательным пальцем. Закрепить навыки
рисования Развивать чувство формы и
величины.

Июнь
Всего занятий:

4

4

4

40

Третий год обучения
№

Месяц

Тема

Сентябрь

Осень золотая

1.

Наименование
разделов
художественно­
изобразительного
творчества
«Подсолнухи»
«Падают листья».

«Осенний пейзаж»

«Пейзаж за окном»
2.

Октябрь
Дары осени

Полезный мир
овощей
Фруктовый сад
Натурморт
Грибы в лукошке

3.

Ноябрь

«Веселый
зоопарк»

Содержание

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить
рисовать стебель и листья у подсолнуха.
Продолжать знакомить с нетрадиционной
изобразительной
техникой
рисования
песком пальцами, всей ладонью. Учить
наносить равномерно различные линии и
круглые формы.
Развивать чувство
композиции. Совершенствовать умения и
навыки в свободном экспериментировании
с песком.
Развивать фантазию, интерес. Снятие
эмоционального напряжения.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования. Совершенствовать
умения и навыки в свободном рисовании
песком. Развивать фантазию, интерес.
Снятие эмоционального напряжения..
Закрепить умение равномерно наносить
песок.

«Полосатые и
усатые»

Продолжать знакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой

«Двух
метровый
жирафенок...».
«В воду прыгнул и
плывет, неуклюжий
бегемот»

рисования песком пальцами, всей ладонью.
Учить наносить равномерно различные
линии (прямые, извилистые, длинные,
короткие) . Учить передавать рисунке
целостный образ. Закрепить умение

Количес
тво
занятий

4

4

4

14

По замыслу
4.

Декабрь
Разноцветная
сказка

5.

6.

Январь

Февраль

«Весёлая
ферма»

«Я пеку, пеку,
пеку!»

сказка «Колобок»
сказка «Курочка
ряба»
«Мой любимый
мультгерой»
«Моя сказка»
«Жили у бабауси
два вкеселых
гуся...»
«Идет бычок
качается.».
«Розовые щечки,
нос пяточком . » .
Отгадай загадку
«Баранки для
моей.».
« К ак. испекли мы
каравай.»
Праздничны стол
По замыслу

7.

Март

Мартовские
приметы весны

«Грач на горе Весна на дворе»
«Длинные сосульки
к долгой весне»
«Март протальник»
По замыслу

8.

9.

Апрель

Май

«Сладкие
витаминные
загадки»

Времена года

«Он большой, как мяч
футбольный.»
(Арбуз)
«Само с кулачок,
румяный
бочок. »(яблоко)
«Покраснел
зеленый сад, капли
расные
висят . »(вишня)
По замыслу
Осенний пейзаж
Зимний пейзаж
Весенний пейзаж

равномерно наносить песок. Снятие тонуса
кистей рук.
Создание оригинальных композиций по
сказке, поиск средств выразительности,
развитие творческого
воображения. Самостоятельное и творческое
отражение представлений о сказочном герое
разными изобразительновыразительными
способами рисования песком на стекле.
Развивать тактильную

4

4

чувствительность, мелкую моторику рук.
Умение классифицировать внимание,
память. Совершенствовать умения и навыки
в свободном экспериментировании с песком
под влиянием изменения музыки.

Совершенствовать умения и навыки в
свободном
экспериментировании
с
песком. Развивать фантазию, интерес к
хлебобулочным изделиям. Развивать мелкую
моторику рук, формировать представление
об изменчивости формы песка Снятие
эмоционального напряжения.

4

Упражнять в рисовании обеих рук
одновременно. Развивать
координацию.Продолжать знакомить с
временами года.
Развивать чувство радости, успеха.Учить
передавать в рисунке целостный образ.
Учить наносить извилистые и прямые линии
непрерывно. Дополнять рисунок
декоративными элементами.Развивать
любовь к птицам и чувство причастности к
природе
Учить детей превращать песочные пятна во
фрукты используя прием отсечения, замены
и дополнения характерными деталями
согласно задуманного образа. Упражнять в
рисовании обеих рук одновременно.
Развивать координацию.

4

4

Рисовать сад со сменой погоды, на основе
предыдущего пейзажа. Придумывать свое
настроение и
передавать его в рисунке. Всей ладонью,
одним или несколькими пальцами,
ребром
ладони.
Воспитывать
эстетическое восприятие.

4

Летний пейзаж
10

Июнь
Всего занятий:

40

15

Четвертый год обучения
№

Месяц

Тема

1.
Сентябрь

2.

Октябрь

Край мой
родной

Осенний
листопад

Наименование
разделов
художественно­
изобразительного
творчества

Освоение симметрии в образе домов на
Улицы моего города городских улицах, рисование простых
сюжетов с передачей движений (транспорт),
взаимодействий и отношений
Любое место моего между персонажами в городе (люди).
города
Гармоничное сочетание разных
изобразительных техник рисования песком на
Праздничный город стекле. Создание коллективной композиции
сказочного города, на основе ранее
полученного опыта рисования песком на
Сказочный город.
стекле
«Листочки тоже
бывают разными»
Ветка рябины
«Музыка леса»
«Прекрасное рядом»
(позамыслу)

3.

Ноябрь
Части суток

Содержание

Рисование пальчиками
Упражнять в технике рисования пальчиками.
Закрепить умение
равномерно наносить точки на всю
поверхность предмета, рисовать листья.
Учить рисовать веточки, украшать в техниках
рисования пальчиками.

Свободное экспериментирование с образами
(солнечные образы по мотивам декоративноприкладного искусства), рисование ночного,
Волшебные
дневного неба. Самостоятельный поиск
сноведения
средств выразительности, настроения в
рисунке.
Рассвет прекрасен.

Количество
занятий

4

4

«День и ночь»

4

По замыслу
4.

Декабрь
На ковре
самолете

Песчанные дюны

Антарктида
Африка

Упражнять в рисовании обеих рук
одновременно. Развивать
координацию.Продолжать знакомить с
временами года.
Развивать чувство радости, успеха.Учить
передавать в рисунке целостный образ. Учить
наносить извилистые и прямые линии
непрерывно. Дополнять рисунок
декоративными элементами. Развивать
творческое воображение.

4

По замыслу
5.

Январь

«Гости из
космоса»
(звезды,
кометы,
планеты,
метеориты)

Самостоятельное творческое отражение
представлений о космических телах,
разными изобразительно-выразительными
средствами (комбинирование приемов
«Ино планетяне »»» силуэтного и рельефного рисования
«Планета Земля»

«На другой
планете»
«Парад планет»
6.

Февраль

Был я
маленьким,
стал большим
удаленьким

Это - Я

Мама

песком).Совершенствовать рисование песком
пальцами, всей ладонью. Учить передавать в
рисунке целостный образ космического
пространства.
Закрепить умение равномерно наносить
песок. Снятие тонуса.
Учить рисовать фигуру человека, показывая
изменения внешнего вида в процессе его
развития (роста). Передавать особенности
своего внешнего вида, (формы.
пропорции. мимика, настроение)

4

4

16

Папа

Моя семья

Март

7.

«Витаминные
загадки»

Сладко красные...
Зеленные
полезные..

фантазировать о себе маленьком,
взрослом.Рисование песком мужского
портрета с передачей характерных
особенностей внешнего вида и настроения
конкретного человека.
Трансформация образа в женский портрет с
передачей характерных особенностей
внешнего вида, характера и настроения
конкретного человека.
Учить детей превращать ягоды в грибы,
фрукты в овощи используя прием отсечения,
замены и дополнения характерными
деталями согласно задуманного образа.
4

Солнечно желтые...
Любимый витамин
Апрель

8.

Времена года

Осенний пейзаж
Зимний пейзаж
Весенний пейзаж
Летний пейзаж

Май

9.

Итоговые
занятия

Рисую музыку
Мое настроение
Мой подарок для ...

Рисовать сад со сменой погоды, на основе
предыдущего пейзажа. Придумывать свое
настроение и передавать его в рисунке.
Всей ладонью, одним или несколькими
пальцами, ребром ладони. Воспитывать
эстетическое восприятие.
Графомоторные упражнения на песке
(демонстрация освоенных способов
рисования: кулаком, ладонью, ребром
большого пальца, щепотью, мизинцами,
одновременно использование нескольких
пальцев, симетрично двумя руками,
отсечение лишнего, насыпание из кулочка)

4

4

Я умею рисовать
10

Июнь
Всего занятий:

40

3.5. М а т е р и а л ь н о - тех н и ческо е обеспечение о б р азо вател ьн о го п роц есса по п р о гр ам м е
«В о л ш еб н ая п есо чн и ц а»
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успеш ного
овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка
расш иряется содержание, усложняю тся элементы в изображении песочных композиций.
Работа по программе позволяет систематически и последовательно реш ать задачи развития
художественно-творческих
способностей.
На
занятиях
используется
музыкальное
сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Т ех н и ч еско е осн ащ ен и е зан яти й .
1. Световой стол.
2. Чистый белый песок.
3. М узыкальное сопровождение на С ^ .
4. М атериалы для рисования:
• И спользование кондитерского ш прица (бумажный кулёк)
• И спользование массажного мяча
• И спользование ситечка
• И спользование трафаретов
• И спользование трубочки (выдувание рисунков)
• И спользование декоративных украш ений (камни, палочки)
• И спользование кистей
17

•
•

•

•

•

•

•

3.6. П ер еч ен ь н о р м а т и в н ы х и н о р м ати в н о -м ето д и ч еск и х д о ку м ен то в
Ф едеральный Закон Российской Ф едерации «Об образовании в РФ » от 29.12.2012 №273
П риказ М инобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрирован в М инюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационны й № 30 384 «Об утверждении Ф едерального
государственного образовательного стандарта дош кольного образования»
П риказ М инобрнауки «Об утверждении П орядка разработки примерных основных
образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных
основных образовательных программ» от 28 мая 2014года, № 594
П остановление Главного государственного санитарного врача Российской Ф едерации от
15 мая 2013 г. N 26 г. М осква "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дош кольных образовательных организаций»;
П риказ М интруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении
профессионального стандарта «П едагог (педагогическая деятельность в сфере
дош кольного, начального общего, основного общего, среднего общ его образования)
(воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в М иню сте 6 декабря 2013, № 30550;
П риказ от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении П орядка организации и
осущ ествления образовательной деятельности по основным общ еобразовательным
программам - образовательным программам дош кольного образования;
П риказ М интруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении
профессионального стандарта «П едагог (педагогическая деятельность в сфере
дош кольного, начального общего, основного общего, среднего общ его образования)
(воспитатель, учитель)». Зарегистрировано в М иню сте 6 декабря 2013, № 30550; Н а

3.7. П ер еч ен ь л и т е р а т у р н ы х и сто ч н и к о в
П ри разработке П рограммы использовались следующ ие литературные источники,
представленные в данном перечне в порядке, учитываю щ ем значимость и степень влияния
их на содержание Программы.
1. Андреенко Т.А. И спользование кинетического песка в работе с дош кольниками.- СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 - 128 с.
2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии эмоциональной сферы детей дош кольного
возраста: Конспекты занятий. К артотека игр. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-80с. 3.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Г. Чудеса на песке.
П рактикум по песочной терапии/ Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: И здательство «Речь», 2007.
4. Зейц М. П иш ем и рисуем на песке. П рактические рекомендации. - М.2010.
5. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. И гры на мосту/ Н.А. Сакович. - СПб.:
Издательство «Генезис», 2005.
6. Тупичкина Е.А. М ир песочных фантазий: П рограмма обучения детей рисованию
песочных картин в технике «8апё-Аг1» (для детей дош кольного и младшего школьного
возраста).- М .: АРКТИ. 2017.-112с.
7. Песочная терапия. Электрон. дан. Режим доступа: й И р ://т.’ш Ы ре& а.ог§/ш Ы

18

Приложение 1
Таблица оценки уровня освоения ребенком программы
Освоение техникой
песочного
рисования ребенком

№

Ф. И.
ребенка

нач. года

конец года

Наименование критерия
Уровень развития
Проявления
психо-моторного
творческих
развития ребенка
способностей и
владением

нач. года

конец года

нач. года

конец
года

Уровень развития
психо­
эмоциональной
сферы и
познавательной
активности ребенка
нач.
года

конец года

1
2
Итого баллов
по критериям
1
2
П оказатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом
изобразительной деятельностью /рисование/
• О своен ие тех н и к о й песочного р и с о в ан и я ребен ком
3б.- воспроизводит в точности все виды техники песочного рисования
2б.- есть незначительные искажения в технике
1б.- искажения значительные, форма не удалась
• У р о в ен ь р а з в и т и я психо-м оторного р а зв и т и я р еб ен ка
3б.- движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения
соответствует графической задаче изображения.
2б. - есть незначительное искажение в зрительно моторной координации в изображении
песочных картин
1б.- зрительно моторная координация сформирована слабо
• П р о я в л е н и я т в о р ч еск и х способностей и вл ад ен и ем
3б.- изображения художественных картин из песка насыщены, разнообразны и отличаются
оригинальностью. Способность самостоятельно выбрать и передать образ.
2б. - изображения худож ественных картин из песка насыщены, разнообразны. не всегда
самостоятелен в выборе форм.
16. - изображения повторяются. Не оригинальны. Затрудняется в выборе форм изображения
□ У р о в ен ь р а зв и т и я эм о ц и о н ал ь н о й сф ер ы и п о зн ав ат ел ь н о й ак т и в н о с т и реб ен ка
3б. - рисунки эм оционально насыщ ены и отражаю т настроение и красоту окружаю щ его мира.
М ож ет выразить эмоции словами.
2б. - почти каждый рисунок характеризуется эм оциональной выразительностью
1б. - рисунки чащ е всего маловыразительны

19

Приложение 2
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
«Зайка»
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут"по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу) Вдруг у зайки
на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками) Шорох тихий
раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу) Заяц
путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
«Апельсин»
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
«Улитка»
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный;
указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки) Отвори
скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку), Пропусти домой улитку
(праваярука "проползает").
Пальчиковые игры для детей 4-7лет
«Дни недели»
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правуюруку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным
пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех
подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
«Горох»
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе) Вот
выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно) Сказал
стручок: "Бом!". (хлопаем)
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному) Мы во
двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
20

Приложение 3
Релаксационные упражнения
«Ленивый барсук»
Хоть и жарко, хоть и зной, Занят весь
народ лесной. Лишь барсук - лентяй
изрядный Сладко спит в норе
прохладной. Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
«Звери и птицы спят»
Обошел медведь весь лес И в
берлогу спать залез. Лапу в
пасть засунул он И увидел
сладкий сон.
Дети на спину легли и как мишка видят сны. Тишетише - не шумите, Наших деток не будите! Птички
станут щебетать, Будем глазки открывать.
Просыпаться и вставать.
«Зернышко»
Посадил каждый свое зернышко.
Сидя на коврах, обхватывают Светит теплое
солнышко, полил
колени руками, голова опущена. дождик.
Появились у зернышка корешки.
Вытягивают медленно ноги
вперед.
Затем появились у зернышка
выросли росточки
вот такие! У кого выше?

Руки поднимают вверх, встают
на ноги, потягиваются.

росточки. И

«Овощи»
Устали овощи, сели отдыхать.
Сели на коврики. Отдувается капуста: ахах-ах!
Обмахивают лицо
ладошками.
Морковка: эх-эх-эх!
Хлопают по коленям. Горох: о-хо-хох!
Легко ударяют
пальцами по коленям.
Огурец: ух-ух!
Хлопают в ладоши.
«Волшебный сон»
Реснички опускаются.
Глазки закрываются. Мы спокойно
отдыхаем (2 раза) Сном волшебным
засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки
отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают. (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена о н а .
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются (2 раза)
Дышится легко .ровно .глубоко .
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже
вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, Проснуться.
Вот пора нам и вставать! Бодрый день
наш продолжать!
«Космос»
Мы друзей хороших на Луне нашли.
21

Пригласили в космос их и летим.
Мы парим, как ласточки, в вышине.
Звездами любуемся в тишине.
Ветерок-проказник Вскоре
прилетел.
Опустив на землю нас, нежно шелестел.
«Сказка»
Мы помашем крыльями, Мы
как будто птицы. А когда
уснем мы, Сказка нам
приснится.
Шар приснится голубой
И мишутка маленький,
Фантастический герой И
цветочек аленький. Наш цветок
растет, растет, Раскрывается
цветок.
Лепестки нам нежно улыбаются,
У ребяток глазки закрываются,
Все чудесно расслабляются...
«Молчок»
Чики-чики, чики-чок, Где ты
дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим, Помолчим.
Слышишь, добрый старичок? Тиш и-на. Пришел молчок!
Не спугни его смотри Ни-че-го не говори, тс-сс...
«Океан»
Я слышу океана шум, прибой, И шелест пены
на песке прибрежном.
Волна беседует со мной.
Она мне говорит:
Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните. Услышьте шум
прибоя ровный.
Пусть голову оставят мысли, Пусть шея,
грудь и руки отдохнут, Вдохните чистый
воздух океана.
Расслабьте тело, ноги и услышьте.
Как тепло и свет вливается в вас, уносит огорчения, болезни. Свет чистый,
белый чистит душу, тепло.
Дает любовь и веру в торжество добра!
Услышьте тишину, она молчит.
Впустите тишину в себя.
Покой!
Но вот прохладный ветер пробежал по телу,
Взбодрил нас всех, и мы проснулись,
Потянулись.
Потянулись,
улыбнулись
«Рыбки»
В голубой водице Плывет
рыбок вереница. Чешуей
златой сверкая, Кружится,
играет стая.
Тишина их манит вниз.
Рыбки, рыбки вниз пошли.
Рыбки, рыбки все легли. Глазки все
закрыли,
Плавнички расслаблены,
Все мы успокаиваемся, Тихо
расслабляемся.
22

«Буратино»
Лягте поудобнее. Представьте, то вы деревянные человечки, которые очень устали и хотят отдохнуть.
Медленно закройте глаза. Дышите спокойно. Вдох - задержка дыхания (5 с), выдох (5-6 раз); отдыхаем (10с).
Настроение прекрасное, все улыбаемся и радость своей улыбки дарим окружающим. Итак, вы деревянные куклы.
Выша правая нога поднимается вверх. Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 с. Опускаем вниз, отдыхаем.
Поднимаются ваши руки. Держим их 5 се, они прямые и напряженные. Опускаем. Руки упали и отдыхают. Ваша
голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею. Держим 5 с. Опускаем спокойно голову на пол.
Буратино отдыхает. Расслабляется все тело от кончиков пальцев ног до кончиков пальцев рук.
Расслаблены руки, ноги, туловище. Напряжение уходит. Дыхание спокойное. Шея расслаблена. Голова лежит
неподвижно. Мышцы лица тоже расслаблены. Буратино отдыхает. Сейчас я досчитаю до пяти и Буратино откроем
глаза. 1,2, . 5 . Наступает пробуждение. Все куклы чувствуют себя бодрыми и радостными.
Буратино потянулся,
Буратино улыбнулся, Он
открыл глаза и сел.
Влево-вправо посмотрел,
Ручкой, ножкой повертел
«Прогулка на велосипеде»
Утро. Прекрасная солнечная погода.
Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге.
Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают.
Щебечут птицы. Солнышко пригревает.
Я чувствую его тепло на руках, ногах и шее.
Тепло растекается по всему телу.
Я абсолютно спокоен и уверен в себе.
Все неприятности уходят. Настроение чудесное.
Я улыбаюсь, и радость улыбки дарю окружающим.
Я еду ровно и красиво.
Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно!
«Олени»
Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставить пальцы. Напрячь руки. Быстро опустить руки,
уронить их. Расслабить руки. Вдох - выдох. Посмотрите: мы - олени, Рвется ветер нам навстречу! Ветер
стих. Расправим плечи, Руки снова на колени.
А теперь, немножко лени .
Руки не напряжены и расслаблены. Знайте,
девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко..ровно .глубоко .
«Веселые гномы»
Я рас-слаб-ля-юсь . и ус-по-каи-ва-юсь .
Мои руки расслабленные, как жидкое тесто.(как легкое облачко), теплые, как под струей теплой
воды.. .неподвижные.
Мои ноги расслаблены. теплые . неподвижные .
Мое туловище теплое.. .расслаблено . неподвижное.
Моя шея расслаблена. теплая.. .неподвижная .
Мое лицо расслаблено.теплое.неподвижное.
Состояние приятного покоя .
Мне дышится легко и спокойно .
Я отдыхаю и набираюсь с и л .
Активизация
Свежесть и бодрость наполняют м еня.
Уходит чувство расслабленности из рук . н о г . туловища.. .шеи .л и ц а .
Мои мышцы отдохнули..они легкие, как воздушный шарик (облачко).
Я буду со всеми приветливым, я буду бодрым.
Мое дыхание углубляется, становится чаще .
Я чувствую, как прохлада охватывает мое лицо, будто приятный ветерок обдувает м ен я. Я уверен в себе .
Приятный холодок пробежал по моей шее .плечам .спине .
Я словно принял прохладный, освежающий душ.. .чувствую что моя кожа стала «гусиной».. .По телу «побежали
мурашки». Я хорошо отдохнул!
Я бодр и силен!
Настроение радостное!
Самочувствие отличное!
Я буду считать про себя от 3 до 1:3 - сонливость проходит, 2 - я потягиваюсь, 1 - я открываю глаза. Подтягиваюсь,
встаю и продолжаю свой радостный день!
“Воздушные шарики”
23

Представьте себе, что все вы - воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь
всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие.
Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый
шарик .(пауза - поглаживание детей). Обдувает шарик . , ласкает шарик . Вам легко, спокойно. Вы летите туда,
куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на
счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
“Облака”
Представьте себе тёплый вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака - такие
белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым
вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам.
Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете
к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на
этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако . (пауза - поглаживание детей).
Гладит . , поглаживает . Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на
полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на
облачке.
“Лентяи”
Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться.
Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и
свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь.
Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги .(пауза - поглаживание детей). Отдыхают ручки., отдыхают
ножки. Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно
спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете,
вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который
приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы
чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
«Я на солнышке лежу»
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают. Солнце гладит
наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
«Осанка»
Хватит спинку качать, Надо
лечь и отдыхать. Я на
коврике лежу, Прямо в
потолок гляжу. Лежат ровно
пяточки, Плечики,
лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть кривая.
«Гномик».
Цель: снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной
системы.
Рекомендуется выполнять после сильных переживаний, физических нагрузок.
Маленький гномик
присели на корточки; Любит играть встали, выпрямились;
Бегать, вертеться,
бег на месте, повороты в стороны;
Прыгать, скакать.
прыжки на месте на двух ногах;
А когда он устает
ходьба на месте;
Тут к кроватке он идет.
Лечь на спину, руки вдоль туловища;
закрыть глаза;
Глазки закрывает,
поднять руки вверх;
Ручки поднимает,
сильно напрячь, а затем расслабить руки
Напрягает, расслабляет.
сжать кулачки, напрячь пальцы рук;
Сильно кулачки сжимает,
Отпускает, разжимает.
разжать кулачки, расслабить пальцы;
Ножки поднимает,
поднять ноги вверх;
Держит, держит, напрягает
держать ноги на весу;
И тихонько опускает.
опустить ноги и расслабить; Делает глубокий
сделать глубокий вдох через нос; А затем он выдыхает.
вдох,
выдох через рот.
24

Вот как отдыхает гном!

открыть глаза и медленно встать. И опять играет.

«Зоопарк»
Мы ходили в зоопарк,
зверят.
Вот зайчики-мальчики,
Вот белочки-девочки,
А это могучий медведь.
К нему подойду я,
Как он зарычу я
смотреть.
ходьба на месте.

ходьба на месте; Много там смешных
ручками изображают ушки и прыгают
изображают лапки и прыгают;
Переваливаются с ноги на ногу;
делают глубокий вдох;
на выдохе произносят «р-ры-ы-ы»; И дальше пойду я

Это пруд, а там лягушка.
прыжки на корточках; Рядом с ней ее
подружка.
сесть на пол, ноги прямые;
Надуваются лягушки
руки на живот, медленно вдыхать
Как воздушные шары.
и надувать живот; Ой! Как лопнут
две подружки!
Задержать дыхание; Нет, сдуваются они.
выдохнуть.
Подхожу к другой я клетке ходьба на месте;
Там сидит огромный лев.
стать на носочки и тянуться вверх;
Зарычал он очень громко,
на выдохе произнести «р-р-р»
Я стою, оцепенев.
сильно напрячь все тело, замереть;
Лев лег спать,
медленно расслабить все мышцы;
И мне спокойно, дышится легко.
подышать в индивидуальном ритме И теперь пойду
я дальше,
ходьба на месте Но не далеко.
Рядом клетка небольшая.
Вижу я - в ней кто-то спит.
Лечь на спинку;
То барсук, лентяй изрядный,
закрыть глаза, потянуться; Лапки вверх
подняв, лежит.
расслабиться. Снится ему сладкий сон:
Будто он большая птица,
Высоко летает он, Любит в небе
порезвиться, Поиграться с
ветерком.
Сладко воздух он вдыхает,
сделать глубокий вдох;
А затем и выдыхает.
медленный выдох.
Его солнце согревает,
Теплый лучик с ним играет.
Как приятно, хорошо. Дышится легко!
«Снег идет»
Налетели вдруг метели,
дети стоят, «рассыпавшись горошком»,
Закружили и запели,
закружились вокруг себя,
И снежинки захотели
кружась все медленнее и медленнее,
Землю всю собой закрыть.
садятся на корточки, накрыв голову,
Ветры буйные гуляют,
поднимаются, сильно машут руками,
Снега много наметает,
Даже птицы не летают,
опускают руки, склоняют голову,
Потому что снег идет.
Он кружится и ложится,
медленно опускаются и ложатся Скоро будет
Новый год.
на спину, закрывают глаза,
дыхание спокойное.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.
“Шишки”
Представьте себе, что вы - медвежата и с вами играет мама - медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и
с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама медведица снова кидает шишки медвежатам... (повторить 2 - 3 раза)
“Холодно - жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы
замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам - греетесь. Согрелись, расслабились.Но вот снова
подул холодный ветер.. .(повторить 2-3 раза).

25

“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно - все сжались в
комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло изза тучки, стало жарко - все расслабились (на
выдохе). Повторить 2 - 3 раза.
“Драгоценность”
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это
отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче.. .ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.
Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно
лежат на коленях. они отдыхают. (повторить 2-3 раза).
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица
“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в
широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до
ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы
щ е к . Дышите и улыбайтесь., ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3
раза).
“Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно
погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не
спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он
ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
“Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать
губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык.
Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела.
Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
“Бабочка”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - подставьте нос солнцу, рот
полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить
полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела.
Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног
“Спящий котёнок”
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята
устали.начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики,
они спокойно дышат (повторить 2 - 3 раза).
“Игра с песком”
Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак,
удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы.
Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).
“Муравей”
Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой
натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка
дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают
(повторить 2-3 раза).

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».