Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 505
620041, г. Екатеринбург ул. Советская, 16 А, телефон 372 03 80, е-таП: тас1ои505@таЛ.ги
РЖ ДАЮ:
ДОУ № 505
Котегова Т.В.
2 93 -П О У
та 2024 года
Принята на заседании
Педагогического совета
МАДОУ № 505
Протокол № 1
от 30 августа 2024 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Дополнительная образовательная программа
«Айкидо»
Направленность: физкультурно - спортивная
Срок реализации: 2 года
%
Составитель: Морозова Г.А.
г. Екатеринбург, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка........................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы......................................................................4
1.3. Содержание программы.......................................................................... 5
1.4. Планируемые результаты.......................................................................9
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
2.2. Условия реализации программы......................................................... 10
2.3. Формы аттестации..................................................................................11
3. Организационный раздел
2.4. Оценочные материалы.......................................................................... 11
2.5. Методические материалы..................................................................... 11
2.6. Список используемой литературы...................................................... 12
Приложение № 1 «Карточка для отслеживания результативности
освоения программы»...................................................................................13
Приложение № 2 «16 Словарь терминов»................................................16
Приложение № 3 «Календарный учебный график»
РАЗДЕЛ 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Айкидо» имеет физкультурно-спортивную направленность.
1.1.2. Новизна Айкидо - это воинское искусство, вобравшее в себя многое
лучшее из опыта разных боевых и развивающих личность искусств. Оно, прежде
всего, сориентировано на формирование гармоничной личности, совершенной
как в физическом, так и в духовном отношении.
1.1.3.
1.1.4. Актуальность данной программы заключается в том, что она
направлена в первую очередь на развитие физических качеств ребенка,
формирование характера, развитие у него собственной внутренней силы, умение
в той или иной жизненной ситуации достигать желаемых результатов. Арсенал
технических действий Айкидо включает в себя комплекс передвижений,
страховок, ударных и бросковых техник, предназначенных для защиты от более
сильного невооружённого и вооружённого нападающего. Важнейшим
принципом Айкидо является использование силы нападающего при
минимальном использовании своей собственной силы. Этика Айкидо
предполагает, что при нейтрализации атаки нападающему будет причинен
минимальный вред. Занимающийся Айкидо не агрессивен. В программе занятий
Айкидо последовательно, шаг за шагом, в виде упражнений осваиваются навыки
владения своим телом и контроль психики.
1.1.5. Педагогическая
целесообразность
образовательной
программы.
Педагогическая целесообразность этой программы состоит в том, что в
этом возрасте у детей слабо выражена концентрация внимания, координация
движения, сопровождается ранней утомляемостью и поэтому при составлении
плана занятий основное время уделяется разминке, выработке первичных
навыков и развитие техники айкидо. Помимо овладения техникой Айкидо,
укрепления физического и психического здоровья, происходит также
формирование морально-этических принципов, развитие общей культуры и
гражданской, патриотической позиции ребёнка.
1.1.6. Отличительные особенности.
В отличие от чисто спортивных дисциплин, в философскую основу
Айкидо вместо соперничества и соревновательности заложена идея гармонии и
предупреждения конфликтов. На занятиях Айкидо ребенок не стремится к
превосходству и победе над другими, его цель - это победа над самим собой, над
собственными слабостями и недостатками. Во время занятий в зале ребята
изучают техники айкидо, учатся управлять своими эмоциями, своим телом.
3
Айкидо - это эффективная и надежная система самозащиты. Выполняемые
в процессе занятий специальные упражнения и приёмы позволяют приобрести
здоровье, физическую и психическую устойчивость, формируют гармоничную
личность, способность преодолевать любые препятствия, решать проблемы без
причинения вреда не только себе, но и другим.
1.1.7. Адресат программы. Программа «Айкидо» разработана для детей 5
- 7 лет Принимаются все желающие с разными умениями и навыками, не
имеющих противопоказаний по состоянию здоровья Численный состав группы с
учетом рекомендаций санитарных норм и правил от 10 до15 человек.
Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при
этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
1.1.8. Уровень программы, объем и сроки реализации.
Программа «Айкидо» ознакомительного уровня, со сроком
реализации 1 год.
Форма обучения - очная.
Режим занятий: Режим занятий соответствует правилам и нормам СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Периодичность занятий 2 раза в неделю по 20-30 минут - 1 час в неделю.
Общее количество в год- 72 часа.
1.1.9. Особенности организации образовательного процесса. Состав
группы постоянный, занятия проводятся в групповой форме. Формы
организации занятий: групповая.
Типы занятий: комбинированные, практические, диагностические,
итоговые.
Формы проведения занятий:
- групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом;
- беседа с игровыми элементами;
- соревнования;
- практическое занятие;
- итоговое занятие;
- сценическая деятельность.
Программа обучения включает в себя участие каждого обучающегося в
проводимом общем внутреннем соревновании.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: Содействие гармоничному физическому развитию и
укреплению здоровья воспитанников. Всестороннее и гармоничное развитие
свойственных человеку жизненно важных физических, психологических и
интеллектуальных качеств и основанных на них двигательных способностях
наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков.
Основные задачи:
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей возникновения, основами этикета и
4
терминологией айкидо;
• дать представление о многообразии технических приёмов айкидо на
основе простейших базовых движений тела;
• сформировать систему знаний, умений, навыков основных способов
безопасных падений при выполнении базовых приёмов айкидо. Развивающие:
• развивать силовые качества и координационные способности учащихся;
• расширить функциональные возможности организма;
• формировать навык публичных выступлений. Воспитательные:
• формировать чувство личной ответственности, дисциплинированности,
взаимопомощи, милосердия;
• формировать умение работать в коллективе, сотрудничать в команде, в
паре;
• приобщать ребёнка к здоровому образу жизни
Основными показателями выполнения программных требований по
уровню
подготовленности
воспитанников
являются:
выполнение
контрольных нормативов по технической и специальной физической
подготовке, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками.
Ожидаемые образовательные результаты в зависимости от года
обучения приведены следующей таблице.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
№
п/п
Наименование раздела, Количество часов
темы
Всего Теория
1.
Теоретическая
подготовка
8
3
5
1.1
Вводное занятие
4
1
3
1.2
Личная гигиена
2
1
1
Беседа,
практические
занятия
Беседа,
практическое
занятие
Беседа
1.3
Краткие исторические
сведения о
возникновении и развитии
айкидо.
2
1
1
Беседа
Формы
аттестации
Практика /контроля
5
2.
Практическая
подготовка
60
6
54
Практические
занятия
2.1
Общая физическая
подготовка
20
2
18
Практические
занятия
2.2
Специальная
физическая
подготовка
20
2
18
Практические
занятия
2.3
Техническая подготовка
20
2
18
Практические
занятия
3.
Контрольное
тестирование и
аттестация
4
1
3
Практические
занятия
1.3.2 Содержание учебного плана
1. ТЕО РЕТИ Ч ЕС КА Я ПОДГОТОВКА
1.
Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на
занятиях. Правила обращения со спортивным инвентарем.
2.
Личная гигиена, режим дня. Правила личной гигиены спортсмена
Гигиенические требования к спортивной форме. Значение и способы
закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных
занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии
физических упражнений на организм спортсмена. Значение и организация
самоконтроля на тренировочных занятиях и дома. Объективные и субъективные
критерии самоконтроля, подсчет пульса.
3. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии айкидо.
Эволюция развития айкидо. Спортивные и традиционные направления
айкидо. История развития айкидо России. Международные и национальные
организации айкидо. Всемирный Центр Айкидо.
4. Краткая характеристика техники айкидо.
Значение базовой техники для достижения высокого уровня
технического мастерства. Базовая техника. Правила взаимодействия
партнеров во время исполнения приёмов, типичные ошибки при их освоении.
5.3аключительное занятие: Подведение итогов года. Рекомендации на
период летних каникул. Знакомство с планом на следующий год.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Применение средств общей физической подготовки ставит основной
задачей укрепление здоровья, общее физическое развитие занимающихся,
укрепление костно-связочного аппарата, развития мышечной системы и
6
укрепление мышц, несущих основную нагрузку, развитие основных
двигательных качеств: силы, быстроты, общей и специальной выносливости,
координации движений, улучшения функционирования сердечно-сосудистой
системы.
Средства и упражнения общей физической подготовки составляют
неотъемлемую часть каждого занятия, а подбор, содержание и дозировка
упражнений зависят от уровня физического развития занимающихся, задач
тренировочного периода, уровня физической подготовленности, возраста
занимающихся и наличия материальной базы.
С редства и методы тренировки
Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие гибкости,
координационных способностей, силовой выносливости. Подвижные игры,
направленные на развитие ловкости, быстроты и выносливости. Эстафеты и
другие упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на
развитие выносливости.
Содержание
Основные строевые упражнения на месте и в движении: построения и
перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в
строю.
Ходьба обычным шагом, с высоким поднятием колен, на носках,
пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы. Ходьба в приседе,
сочетание ходьбы с различными движениями рук. Бег обычный, бег с
высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени, семенящий бег.
Прыжки с места, спиной, боком с поворотом на 90-180 градусов в воздухе.
Упражнения с гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища,
держа палку в различных положениях, маховые и круговые движения
руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание, переносы ног через
палку, подбрасывание и ловля палки.
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
О сновная направленность
На первом году обучения особенно необходимо заниматься
различными физическими упражнениями. Подбирать упражнения надо таким
образом, чтобы они содействовали и физическому развитию, и овладению
техническими действиями. Упражнения, направленные на развитие
выносливости, силы, координации движений должны также улучшать
умение выполнять технические действия.
Содержание
Упражнения на развитие силовых способностей: упражнения для
укрепления различных групп мышц без отягощений (подтягивания,
отжимания и т.п.).
Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей:
•
разнообразные прыжки (на двух ногах с подтягиванием коленей к
груди, на двух ногах из положения «присед»).
7
•
Упражнения для развития гибкости: наклоны с выпрямленными
ногами, полушпагат и шпагат, опускание в мост из стойки с помощью. Махи
ногами (вперед, назад, в сторону). Данный раздел является наиболее важным,
поскольку выполнение движений с максимальной амплитудой предъявляет
повышенные требования к подвижности позвоночника, плечевых и
тазобедренных суставов.
•
Упражнения
на
развитие
ловкости:
общеразвивающие
упражнения на согласованность движений, прыжки с разворотами, развитие
ловкости подвижными играми.
•
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, кувырок
вперед через препятствие, переворот боком. Упражнения на равновесие.
•
3. Т Е Х Н И Ч ЕС К А Я П О ДГО ТО ВК А
О сновная направленность
Техническая подготовка должна быть направлена на изучение базовых
элементов техники, а также на постепенное развитие физических и морально
волевых качеств.
На начальном этапе отрабатывается правильность форм и координация
движений. Ученик осваивает основные стойки и перемещения, базовые
действия руками, ногами и работу корпуса. Вместе с этим надо развивать
умение выполнять движения без излишнего напряжения. Свобода движений,
расслабление неработающих мышц, экономит энергию, способствует
быстроте движений и лучшему отдыху во время работы, помогает более
совершенному выполнению техники движений.
Под понятием «работа корпуса» подразумевается система требований к
различным частям тела в ходе выполнения упражнений.
Основа работы корпуса - правильная стойка и умение координировать
действия руками и ногами. Для сохранения правильной стойки необходимо
следить, чтобы коленные суставы не выходили за линию кончиков пальцев
ног.
Ошибками начального периода являются погрешности в работе
корпуса (туловище излишне наклонено, голова приподнята, таз оттянут
назад), приподнятые плечи и т.п.)
Ошибки подобного рода можно преодолеть за счет укрепления силы
бедер и плеч, увеличения подвижности суставов. По мере увеличения силы
бедер и плеч появляется естественная расслабленность и свобода движений,
т.е. исчезнут причины, порождающие ошибки.
За этот период должны произойти качественные изменения и уровне
подготовки ученика. Здесь закладывается основа для дальнейшей
технической подготовки, развивает терпение и настойчивость.
Содержание: Основы базовой техники (кихон-доса)
Основные ПОзИЦИи: Хидари ханми - левосторонняя стойка. Миги
ханми - правосторонняя стойка. Сидзэнтай - средняя позиция. Сэйдза пассивная позиция сидя на коленях. Кидза - активная позиция сидя на
коленях. Тачивадза (ТВ) - позиция, при которой оба партнера стоят. Сувари8
вадза (СВ) позиция, при которой оба партнера сидят в положении «сэйдза»
или «кидза». ПСНК — активная позиция сидя на одном колене,
правосторонняя или левосторонняя.
Основные переДвижения: Тэнкан - разворот на 180 градусов с шагом
назад (без смены стойки). Ирими-тзнкан - шаг с разворотом на 180 градусов
со сменой стойки. Сикко - перемещение на коленях. Аюми-аси — шаг со
сменой стойки. Цуги-аси — приставной шаг. Коюохо - перемещение
впередназад с сохранением стойки с одновременным подъемом-опусканием
рук. Маэ-укэми - особая форма выполнения переката вперед. Усиро хантэнукэми - особая форма выполнения переката назад.
Техники контроля (осаэ-ваДза): Иккё (первый контроль) - техника
выведения партнера из равновесия с последующим контролем особым
способом воздействия на локоть и запястье руки партнера.
Бросковые техники (нагэ-ваДза): Ирими-нагэ - бросок партнера с
небольшим использованием
физического усилия для исправления
направления атаки. Сихо-нагэ бросок партнера с использованием
воздействия на локтевой сустав.
Атакующие Действия: Косадори - одноименный захват. Иккё-авасэтэ
позиция, при которой руки партнеров скрещены на уровне высоты плеч и
соприкасаются в области запястий. Рётэдори - захват двумя руками за обе
руки партнера.
Освоение правильного Дыхания в сочетании с выполнением
технических действий.
Проверка овладения программой.
1.4. Планируемые результаты
Основными показателями выполнения программных требований по
уровню
подготовленности
воспитанников
являются:
выполнение
контрольных нормативов по технической и специальной физической
подготовке, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками.
Планируемые результаты:
По окончании занятий по программе 1 года обучения воспитанник
покажет следующие результаты:
- будет знать термины айкидо,
- уметь четко, плавно, быстро выполнять техники айкидо,
- научится находить контакт с любым партнером,
- будет уверенно себя чувствовать в обществе сверстников,
окрепнет и будет иметь настрой вести здоровый образ жизни.
9
РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Режим
организации
занятий
по
данной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным
учебным графиком (приложение 3) и соответствует нормам, утвержденным СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Объем учебных часов - 72 часа.
Режим работы - 2 раза в неделю по 30 мин.
Нерабочие праздничные дни - в соответствии с Постановлениями
Правительства РФ.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Перечень основного оборудования для реализации программы:
Мультимедиопроектор -1ш.
Ноутбук -1 шт. Экран 1 шт.
Аудиозаписи - 1 шт.
Тренировочная форма для айкидо - 15 шт.
Деревянный макет ножа(танто)- 3шт.
Деревянный макет японского мяча (боккены)- 3 шт. Короткая
деревянная палка (дзё)- 3 шт.
Скакалки - 10 шт.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Айкидо»
проводятся в музыкально- спортивном зале (2 этаж)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют
проверять у воспитанников не только сформированность полученных навыков,
но и развитие общих компетенций и социализации. Формы и методы контроля
и оценки:
- педагогическое наблюдение;
- игровая деятельность;
- анкетирование,
- психолого-педагогическая диагностика.
2.3. Оценочные материалы
«Диагностические материалы» к программе:
- индивидуальная карточка для отслеживания результативности освоения
программы «Айкидо» (Приложение 1);
2.4. Методические материалы
Организация учебно-тренировочного процесса в группах дополнительного
образования осуществляется на основе современной методики тренировки,
10
освоении высоких тренировочных нагрузок, разностороннего физического
развития. Последовательность обучения (основы техники, индивидуальная
техника) - по принципу от простого к сложному.
Настоящая программа опирается на следующие дидактические
принципы: доступность и последовательность, научность, учёт возрастных и
индивидуальных
особенностей,
наглядность
и
репрезентативность,
актуальность,
связь
теории
с
практикой,
результативность,
индивидуализация.
Теоретическая часть программы реализуется в форме бесед, лекций. Для
достижения большего эффекта они сопровождаются наглядностью. То есть
теоретические сведения сообщаются и на практических занятиях.
Практическая часть программы организуется по следующему Алгоритму:
1.
Демонстрация — объяснение — копирование - отработка - проверка
— коррекция — обсуждение — отработка - проверка.
Основой для усвоения арсенала Айкидо является основательная
психофизическая и морально-нравственная подготовка учащихся, что
обеспечивается прежде всего соблюдением регламентируемых правил
поведения на занятиях Айкидо, требованиями и примером педагога и старших
учеников.
На занятиях Айкидо важным является:
•
создание доброжелательной, комфортной учебной обстановки
взаимопомощи при наличии педагогически целесообразных примеров для
подражания внутри группы;
•
формирование слаженной, активно откликающейся на воздействия
педагога учебной группы, в которой каждый ученик получает возможность
эффективно развивать собственные способности и достигать индивидуальные
учебные цели.
Для формирования стойкого интереса к занятиям на тренировках следует,
во-первых, активно, педагогически грамотно откликаться на проблемы каждого
ученика, находить к каждому индивидуальный подход. Во-вторых,
использовать игровые методы, проводить дополнительные занятия, в том числе
и пленэрные, в-третьих, регулярно обращать внимание учащихся на их учебные
достижения, поощрять, одобрять даже скромные результаты. В-четвёртых,
использовать проблемные методы обучения для создания субъект-субъектных
отношений, ценимых учениками.
Возрастное деление по этапам обучения проходит довольно условно и
определяется в меньшей степени возрастом, а в большей - мнением педагога,
на основе прогнозирования успешной и комфортной самореализации освоения
учебного материала.
11
2.5. Список используемой литературы
1. А. Вестбрук, О. Ратти, пер. с англ. А.Н. Степановой. - М. Астрель:
АСТ,2008. - 383.
2. Бенедетти С. Айкидо. Книга начинающего / Пер. с франц. Ю.
Пухальского и А. Шевченко. - СПб.: «Скифия-принт», 2011. - 152 с.
3. Бранд Б. Айкидо: учение и техника гармоничного развития. - пер. с
нем. - М.: «Издательство ФАИР», 2011. - 320 с.
4. Глисон У. Духовные основы айкидо. Пер. с англ. Е. Щукиной. - М.:
Эксмо, 2009. - 208 с.
5. Кригер П. Через каллиграфию к будо. Пер. с англ. Шадрин В.Н. СПб.
- «Реноме». 2011.
6. Курепин М.М., Никитина А.А., Ожигова А.П. - Гуманитарное изд.
Ценр ВЛАДОС, 2005. - 383 с.
7. Маслов А.А. Путь воина. Секреты боевых искусств Японии. / Серия
«Мастера боевых искусств» - Ростов-на/Д.: «Феникс» , 2004. - 432 с.
8. Педагогика. М.: Юрайт-Издат., 2009,-540 с.
9. Рёдель Б. Айкидо. Основы. Принципы. Техники. - пер. с англ. Н.В.
Епанчинцевой. - М.: «Эксмо» : Наше слово, 2012. - 344 с
12
Приложение № 1
Карточка для отслеживания результативности освоения программы
ФИО воспитанника:____________________________________________________ ,
Г руппа № ______________________
Показатели/
Критерии
Степень выраженности оцениваемого
качества
Кол-во
баллов
Промежуточная
аттестация
1. Теоретическая подготовка
1.1.
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
- мини/уровень (ребенок овладел менее
чем У объема знаний,
предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенных знаний
составляет более У);
- макси/уровень (ребенок освоил практически
весь объём знаний, предусмотренных
программой за конкретный период)
- мини/уровень (ребенок, как правило, избегает
1.2.Владение
специальной
употреблять специальные термины);
терминологией - средний уровень (ребенок сочетает
по тематике
специальную терминологию с бытовой);
программы (не - макси/уровень (специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии
менее 10
терминов)
с их содержанием)
1-4
5-7
8-10
1-4
5-7
8-10
2. П рактическая подготовка
2.1. Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
2.2.Работа со
специальным
оборудованием и
оснащением
2.3. Творческое
отношение к
делу и умение
воплотить его в
готовом продукте
- мини/уровень (ребенок овладел менее чем У
предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем усвоенных умений и
навыков более У);
- макси/уровень (ребенок
овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за конкретный период)
- мини/уровень умений (ребенок
испытывает серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
- средний уровень (работает с
оборудованием с помощью педагога);
- макси/уровень (работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)
- начальный (элементарный) уровень развития
умений (ребенок в состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания педагога);
-репродуктивный уровень (выполняет в
основном задания на основе образца);
- творческий уровень (выполняет
практические задания
с элементами
творчества).
1-4
5-7
8-10
1-4
5-7
8-10
1-4
5-7
13
3.1. Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
- мини/уровень (обучающийся
испытывает серьезные затруднения в восприятии
информации от педагога);
- средний уровень
(слушает педагога в случае заботливого контроля)
- макси/уровень (активно слушает педагога)
8-10
1-4
5-7
8-10
3. Общ е учебны е умения и навыки
3.1. Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
- мини/уровень (обучающийся
испытывает серьезные затруднения в восприятии
информации от педагога);
- средний уровень
(слушает педагога в случае заботливого контроля)
- макси/уровень (активно слушает педагога)
1-4
5-7
3.2. Свобода
владением и
подачей
информации
(коммуникативные
умения)
3.3. Способность
самостоятельно
готовить реквизит
для занятий
3.4. Безопасность
работы (навыки
соблюдения
правил
безопасности)
- мини/уровень умений
(обучающийся испытывает серьезные
затруднения в выступлениях перед аудиторией);
- средний уровень (выступает, имея опорный
текст)
- макси/уровень (свободно выступает перед
аудиторией)
- мини/уровень умений (обучающийся
испытывает серьезные затруднения в подготовке
рабочего места);
- средний уровень (готовит рабочее место под
контролем педагога)
- макси/уровень (самостоятельно и
качественно готовит рабочее место)
- мини/уровень умений
(обучающийся не обладает навыками
безопасности);
- средний уровень (соблюдает правила
безопасности под контролем педагога)
- макси/уровень (обладает всеми навыками
безопасности)
8-10
1-4
5-7
8-10
1-4
5-7
8-10
1-4
5-7
8-10
14
Приложение № 2
Словарь терминов
ЛИКИДЗЮЦУ
Айкидо
Старинное японское боевое искусство. Предшественник
Айкидо.
Вид японского боевого искусства. Путь (ДО) гармонии (АИ) с
жизненной энергией (КИ).
БУДО
Система боевых искусств.
ХОМБУ додзЁ
Штаб-квартира (учебно-методический центр) организаций
японских боевых искусств. (АИКИКАИ ХОМБУ ДОДЗЁ)
Фонд ЛйкикЛИ
Организация, отвечающая за развитие айкидо.
додзЁ
Зал для занятий боевыми искусствами.
СЁМЭН
Лицевая сторона в додзё.
ТАТАМИ
досю
Покрытие для занятий айкидо.
«Масте пути». Наследный титул главы в айкидо.
АИКИДОКА
Занимающийся айкидо.
сэнсэй
Преподаватель, тренер, инструктор (имеющий Дан)
сэмпдй
Занимающийся, имеющий более высокий ученический разряд
кохАй
Занимающийся, имеющий более низкий ученический разряд
(Кю).
Обладатель чёрного пояса в айкидо.
ЮДАНСЯ
СИХАН
Квалификация профессионального инструктора
искусствах (айкидо). Не ниже 6 Дана.
сидоин
Квалификация профессионального инструктора в айкидо. Не
ниже 4 Дана.
ФУКУСИДОИН
Квалификация профессионального инструктора в айкидо. Не
ниже 2 Дана.
кэйко
рэй
Т енировка в боевых искусствах.
Ритуальный поклон.
СЭИДЗА
Положение сидя на коленях.
КЭИКОГИ (Доги)
Тренировочная форма для айкидо.
ОБИ
Пояс.
ХАКАМА
Широкие штаны-юбка - часть форменной одежды обладателя
чё ного пояса. Т адиционная японская одежда.
Стойка (термин используемый в боевых искусствах).
Концентрация внимания.
КАМАЭ
ДЗАНСИН
ТАНДЭН
МААИ
Точка концен ации эне гии КИ. Биологический
цен
Понятие дистанции в боевых искусствах.
МААИКАН
Контроль дистанции в п оцессе выполнения приёма.
ирими (Омов)
Вход навстречу противнику.
ТЭНКАН (Ура)
Вход с поворотом через спину.
ХАНТЭН (Тэнкай)
Разворот на месте со сменой стойки.
коюо-хо
Упражнение на концентрацию дыхания.
в боевых
тяжести.
15
АИХАНМИ
Одноимённая позиция.
ГЯКУХАНМИ
Разноимённая позиция.
МИГИ-ХАНМИ
Правосторонняя стойка.
ХИ РИ-ХАНМИ
Левосто онняя стойка.
АСИ
АСИ-САБАКИ
Нога. Шаг.
Техника передвижения.
АСИ-СИБУМИ
Техника передвижения по татами.
СУРИ-АСИ
Скользящий шаг.
АЮМИ-АСИ
Попеременный шаг.
ЦУГИ-АСИ
Разновидность подшага.
ОКУРИ-АСИ
Разновидность подшага.
сикко
Техника передвижения на коленях.
ТАИ-САБАКИ
ВАДЗА
Техника пе емещений.
МАЭ
Впе ёд. Спереди.
УСИРО
Назад. Сзади.
УСИРО-ВАДЗА
ТАЧИ-ВАДЗА
Техника от атаки сзади.
Техника в стойке.
ХАНМИ-ХАНДАЧ
Техника, когда один из партнёров на коленях.
СУВАРИ-ВАДЗА
КИХОН-ВАДЗА
Техника на коленях.
Раздел основной, базовой техники.
ДЗЮИ-ВАДЗА
Раздел свободной техники.
КАКАРИ-ГЭИКО
УКЭМИ-ВАДЗА
Техника от нескольких атакующих противников.
МАЭ-УКЭМИ
Страховка вперёд.
У СИРО-УКЭМИ
Страховка назад.
КАНСЭЦУ -ВАДЗА
ОСАЭ-ВАДЗА
Техника приёмов с воздействием на суставы рук.
Техника.
Техника страховки.
Техника удержания.
ИККЁ-ОСАЭ
(Удэ-осаэ)
НИКЁ-ОСАЭ
(Котэ-маваси)
САНКЁ
(Котэ-хинэри)
ЁНКЁ-ОСАЭ
(Тэкуби-осаэ)
ГОКЁ-ОСАЭ
(Удэ-нобаси)
хидзикимэОСАЭ
НАГЭ-ВАДЗА
1-ый контроль. Приём удержания с использованием всей
длины руки.
2-ой контроль. Приём удержания с использованием вращения
предплечья.
3-ий контроль. Приём удержания с использованием
скручивания предплечья.
4-ый контроль. Приём удержания воздействием на болевую
точку предплечья.
5-ый контроль. Приём удержания с использованием всей
длины руки (защита против удара ножом).
Приём удержания с помощью воздействия на локоть.
КОКЮ-НАГЭ
Бросок с использование техники дыхания. Раздел бросковой
Техника бросков.
техники в айкидо не имеющих свои названия.
СИХО-НАГЭ
Бросок загибом руки за голову. (Бросок в 4-х направлениях).
16
КОТЭГАЭСИ
ирими-НАГЭ
Бросок поворотом запястья наружу в сторону большого
пальца.
Бросок через бедро.
Б осок навстречу движения.
КАИТЭН-НАГЭ
Бросок вращением.
СОТОКАИТЭННАГ
Э
УЧИКАИТЭННАГЭ
Бросок вращением с уходом с внешней стороны.
ТЭНЧИ-НАГЭ
Бросок «Земля — Небо».
УДЭКИМЭ-НАГЭ
СУМИОТОСИ
Бросок с использованием руки партнёра в качестве рычага.
КОСИ-НАГЭ
Бросок вращением с уходом под руку,
АИКИОТОСИ
Бросок с использованием упора рукой в корпус или ногу
(разрыв).
Бросок с подхватом обеих ног.
СЁМЭНУЧИ
ЁКОМЭНУЧИ
Рубящий удар сверху по голове.
Рубящий уда сбо в голову.
ЦУКИ
Прямой удар кулаком впе ёд.
КАТАТЭДОРИ
Захват за запястье разноимённой руки.
КОСАДОРИ
Захват за запястье одноимённой руки.
МОРОТЭДОРИ
Захват руки двумя руками.
РЁТЭДОРИ
Захват за запястья двух рук.
ХИДЗИДОРИ
Захват за рукав куртки (за локоть).
РЁХИДЗИДОРИ
Захват за укава куртки (за локти).
КАТАДОРИ
Захват за куртку (за плечо).
РЁКАТАДОРИ
Захват за куртку (за плечи) двумя руками.
КУБИСИМЭ
Захват за отворот куртки в области шеи. Удушение.
МУНЭДОРИ
Захват за отворот куртки в области груди.
ЭРИДОРИ
Захват за воротник. Обычно сзади.
КАТАДОРИМЭНУТ
И
ФУТАРИГАКЭ
Сложная атака. Захват за куртку в области плеча с
последующим прямым рубящим ударом свободной рукой.
Техника против атаки двух партнёров.
ТАНИНДЗУГАКЭ
Техника против атаки нескольких партнёров.
ТАНТО
Нож (оружие).
ТАНТОДОРИ
Защитная техника отив партнёра, атакующего ножом.
БОКУТО (Боккэн)
Де евянный макет японского меча.
ТАЧИДОРИ
Защитная техника против партнёра, атакующего мечом.
дзЁ
Деревянная палка (127,6 см.)
ДЗЁДОРИ
УКЭ
Защитная техника отив партнёра, атакующего палкой.
Атакующий партнёр, на котором выполняется приём.
ТОРИ
Защищающийся партнёр, который проводит приём.
17
Приложение № 3
Календарный учебный график
Тема занятия
№
п/п
1.
сентябрь
Вводное занятие. Разминка суставов.
Кол-во
часов
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Место проведения
1
30 мин.
практика
Музыкально- спортивный зал
Входной контроль
Музыкально- спортивный зал
Текущий контроль
Текущий
контроль
Текущий контроль
2.
История развития айкидо
1
30 мин.
теория
3.
1
30 мин.
практика
Музыкально- спортивный зал
4.
ОФП (Упражнения на пресс, плечи, ноги)
Кувырок назад
Растяжка, кувырок вперед
1
30 мин.
практика
Музыкально- спортивный зал
5.
Бег, прыжки, боковые страховки
1
30 мин.
практика
Музыкально-спортивный зал
6.
1
30 мин.
практика
Музыкально-спортивный зал
7.
Разминка суставов.
изучение захватов
ОФП, изучение ударов руками
1
30 мин.
практика
Музыкально-спортивный зал
8.
Растяжка, кувырок с прогибом
1
30 мин.
практика
Музыкально-спортивный зал
Кувырок назад, вперед, освобождение
1
30 мин.
практика
10.
Тай-сабаки (перемещения)
1
30 мин.
практика
11.
Страховки:вперед
1
30 мин.
практика
12.
Страховки: назад
1
30 мин.
практика
13.
Страховки:в бок
1
30 мин.
практика
14.
Отработка ударов, удары руками
1
30 мин.
практика
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Форма контроля
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
октябрь
9.
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
18
15.
Захваты спереди: джинто дори
1
30 мин.
практика
16.
Захваты сзади: усиро ката дори
1
30 мин.
практика
17.
Укеми-кувырки: с прыжком
1
30 мин.
практика
18.
Укеми-кувырки: через препятствие
1
30 мин.
практика
19.
Изучение захватов сзади: усиро риоте дори
1
30 мин.
практика
20.
1
30 мин.
практика
21.
Освобождение от захватов, удары руками: цки
чудан
Отработка ударов, удары руками: цки чудан
1
30 мин.
практика
22.
Отработка ударов, удары руками: уракен учи
1
30 мин.
практика
23.
Захваты спереди: риоте иппо дори.
Освобождение
Захваты сзади: усиро ката дори
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Музыкальноспортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий контроль
Текущий контроль
ноябрь
24.
декабрь
25.
1
30 мин.
практика
Музыкальноспортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Музыкально- спортивный зал
30.
Растяжка,
удары руками: ура цки
Отработка ударов
Удары руками: эмпи учи
Разминка суствов
Удары ногами: хидза гири
Отработка ударов
Удары ногами: мае гири
Изучение захватов
Захваты спереди: мае эри дори
Техники в положении стоя от захватов
1
30 мин.
практика
Музыкально- спортивный зал
31.
ОФП. Техники в положении стоя от ударов
1
30 мин.
практика
32.
Изучение захватов
Захваты сзади: усиро катате дори кубишими
1
30 мин.
практика
26.
27.
28.
29.
Музыкальноспортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
19
январь
33.
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
1
30 мин.
практика
ОФП. Захваты сзади: усиро эри дори
1
30 мин.
практика
39.
Растяжка. Удары руками: гияко цки
1
30 мин.
практика
40.
Отработка ударов шомен учи
1
30 мин.
практика
41.
Удары ногами: усиро гири
1
30 мин.
практика
42.
Удары ногами: маваши гири
1
30 мин.
практика
43.
1
30 мин.
практика
44.
Изучение захватов
Захваты спереди: мае эри дори, соде дори
Изучение кувырка моно укеми
1
30 мин.
практика
45.
Кувырок вперед, назад
1
30 мин.
практика
46.
ОФП. Страховки:назад, вперед, на бок
1
30 мин.
практика
47.
Укеми-кувырки: мае, усира, тоби
1
30 мин.
практика
48.
Укеми-кувырки: обратный мае укеми
1
30 мин.
практика
Растяжка. Укеми-кувырки без рук
1
30 мин.
практика
37.
Разминка суставов
Техники в положении сидя от захватов
Растяжка
Техники в положении сидя от ударов
Освобождение от захватов
Удары руками: эмпи учи
Отработка ударов
Удары руками: ое цки
Захваты спереди: риоте дори джодан
38.
34.
35.
36.
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально- спортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий контроль
Музыкально спортивный зал
Музыкально- спортивный зал
Текущий
контроль
Текущий контроль
Музыкально спортивный зал
Текущий
контроль
февраль
март
49.
20
1
30 мин.
практика
51.
Разминка суставов
Удары ногами: хидза гири, ёко гири
ОФП. Укеми-кувырки: через препятствие
1
30 мин.
практика
52.
Тай-сабаки (перемещения)
1
30 мин.
практика
53.
Захваты и освобождение с ударами
1
30 мин.
практика
54.
Техника первого контроля: иккё
1
30 мин.
практика
55.
Техника второго контроля: никкё
1
30 мин.
практика
56.
Техника третьего контроля: санкё
1
30 мин.
практика
57.
Техника четвертого контроля: енкё
1
30 мин.
практика
58.
Техника пятого контроля: гоккё
1
30 мин.
практика
59.
Техники от захватов за руки спереди
1
30 мин.
практика
60.
Техники захватов сзади
1
30 мин.
практика
61.
Техники в положении сидя
1
30 мин.
практика
62.
Перемещения от ударов в парах
1
30 мин.
практика
63.
Техника защиты против ног
1
30 мин.
практика
64.
Броски через бедро
1
30 мин.
практика
65.
Работка подножек спереди
1
30 мин.
практика
66.
Работка подножек сзади
1
30 мин.
практика
67.
Техника работы скручивания кисти
1
30 мин.
практика
50.
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
апрель
май
21
68.
Работа от нескольких нападений
1
30 мин.
практика
69.
Повторение всех техник контроля
1
30 мин.
практика
70.
Повторение техник бросков
1
30 мин.
практика
71.
Все перемещения в парах
1
30 мин.
практика
72.
Все виды ударов в стойке
1
30 мин.
практика
Музыкальноспортивный зал
Музыкальноспортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Музыкально спортивный зал
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
22