07.05.2020
Злость и жестокость в возрасте 5-6 лет.
Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.
Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.
Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.
Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.
У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.
Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психолога.
Проявления
Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:
- любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
- шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
- обзывается, вешает на людей ярлыки;
- делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
- чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
- постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
- редко выказывает сочувствие;
- равнодушно относится даже к самым милым животным;
- упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.
Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания).
Шаг 1
Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.
Шаг 2
Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.
Шаг 3
Пересмотреть стиль воспитания:
- наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
- отслеживать новости, каналы по ТВ, фильмы, мультфильмы, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
- не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
- больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
- искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
- направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
- научить находить компромиссы, быть более толерантным;
- завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
- исключить проявления агрессии в семье.
А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.05.2020
Дата обновления: 07.05.2020
Дата публикации: 07.05.2020