07.02.2021
Сильные чувства ребенка провоцируют с ильные чувства родителя. И прежде чем помогать ребенку, вспомните «Правило аэрофлота» (В опасности кислородная маска вначале родителю, потом ребенку)
1. Наша кислородная маска в этой ситуации — тело, телесные ощущения.
Попробуйте
пройтись вниманием по своему телу. Попробуйте ощутить свой вес, то, как
ваши ноги стоят на земле, обеспечивая вам первичную опору. Мысленно
проследите за своим дыханием. Дышите ли вы равномерно или задерживаете
дыхание? Удается ли вам выдыхать? Посмотрите, можете ли вы участвовать в
ситуации и одновременно сохранять ощущение собственного тела, своих
мышц, своего дыхания? ? Удается ли вам выдыхать? Посмотрите, можете ли
вы участвовать в ситуации и одновременно сохранять ощущение собственного
тела, своих мышц, своего дыхания?
Это может быть непросто,
особенно без тренировки — кажется, что плачущий ребенок заполняет собой
весь мир, и для чего-то еще нет места. Это нормально.
Будет
здорово, даже если вам удастся сделать лишь несколько небольших попыток
заметить себя и свое тело. Ситуация может начать незаметно меняться даже
после таких, кажущихся микроскопическими, движений. А уже после
нескольких попыток это станет получаться легче и привычнее. Не ждите и
не требуйте от себя каких-то конкретных результатов: почувствовать то-то
или расслабиться там-то.
Часто встречаются рекомендации сосчитать до 10, дышать глубже и расслаблять мышцы. Это не про это.
У
нас нет задачи изменить, что-то, успокоиться или расслабиться. Только
заметить тело, наблюдать за своими ощущениями, исследовать — и не
менять.
Обращение внимания на тело очень важно для организма, помогает ему «включить» телесные ресурсы и направить их на саморегуляцию.
Тело выровняет себя само, если мы доверимся автоматическим внутренним программам.
Волевое
же, принудительное расслабление будет подобно «проглатыванию аффекта» —
попытке задержать в теле рвущиеся наружу реакции. Такое «проглатывание»
может обернуться для организма целым набором различных дискомфортных
состояний и психосоматических заболеваний.
Поэтому просто дышите, и оставайтесь с тем, что есть, наблюдайте за своими телесными ощущениями, осознавайте их.
Так
ваше тело станет вашей первой точкой опоры. Пробуйте находиться внутри
ситуации и одновременно чувствовать себя, свои телесные переживания.
2. Наши реакции.
Замечайте,
как они появляются в вас, как присутствуют все вместе в один и тот же
момент, как борются между собой. Простое отслеживание и осознавание
собственных реакций может помочь сориентироваться в ситуации и вновь
ощутить почву под ногами.
3.Принятие ситуации
Часто выражение детских чувств настолько сильно, что недейственными оказываются все перечисленные выше способы.
Выжатый и отчаявшийся родитель чувствует, что ему не удается найти хорошее решение и взять ситуацию под контроль.
В
этот момент опорой может стать принятие ситуации. Признание: «Да, прямо
сейчас я бессилен, но я делаю и буду делать лучшее из того, что я
могу». Особенно если вы замечаете сильное напряжение, вам будто хочется
бороться — с ребенком, с собой, с происходящим — попробуйте сделать
небольшую паузу и окинуть мысленным взором ситуацию, принимая в ней себя
и ребенка такими, какие вы есть.
Вот полезное правило: если сейчас, нет сил исправить ситуацию, если вы не знаете, что делать, — ждите, выдыхайте, принимайте.
АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ ЭМОЦИЙ РЕБЕНКА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Что делать, если ребенок сильно плачет?
1.
Ничего НЕ говорите. Совсем ничего! Ни единого слова! Никаких,
«ой-ей-ей, ай-яй-яй», «бедненький мой». Не надо вопросов, что произошло,
чем ударился. ТИШИНА. Слова дополнительно нагружают мозг ребенка, а он и
так перегружен в данной ситуации.
2. НЕ торопитесь отвлекать ребенка. Пусть мозг малыша справится со случившейся бедой. Дайте ему пережить случившееся.
3.
Плавно, сильно, но мягко обнимите ребенка и замрите в объятиях.
Покажите таким образом, что вы с ним, что он уже в безопасности.
4.
Отрегулируйте свое дыхание. Дышите плавно, глубоко, спокойно. Ребенок
постепенно начнёт дышать синхронно с вами, по-немножку успокаиваясь.
5.
Можете легонько покачивать малыша в такт дыханию, поглаживать по
спинке. Или можете напевать песенку без слов, тихонько, «фоново».
6. Когда дыхание ребенка выровняется, посмотрите и разберитесь, что случилось.
7.
Расскажите историю того, что случилось. Например: «Ты бежала к качели, а
перед ней лежал камень. Правая нога зацепилась, и ты упала и ударилась
щекой». Ребенок может опять заплакать, дыхание его участится опять. Он
так проживает случившееся. Эту историю можно рассказывать много раз,
пока малыш перестанет эмоционально реагировать, а рассказ, а значит,
примирится с ситуацией.
8. И только после того, как ребенок
полностью успокоился, можно начать разбирать ситуацию. «Как так
получилось? Давай подумаем вместе, как в следующий раз этого избежать?»
Просмотров всего: , сегодня: