Начало учебного года - начало нового этапа в жизни воспитанников старшей группы.
29.10.2025
Согласно статье 18 Закона РФ об образовании,
П.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребёнка в раннем возрасте.»
     Возраст от 5
до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.
     Воспитание
5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием
детей среднего дошкольного возраста. Успехи ребёнка в школе во многом будут
зависеть от того, на сколько внимательно родители будут относиться к решению
воспитательно - образовательных задач в этом году.
    Переход детей в
старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и
воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по
содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и
методы обучения приобретают характер учебной деятельности.
Формирование
элементарных математических представлений.
    К концу
учебного года дети должны обучиться навыкам счёта в пределах 10. Уметь
обозначать количество предметов соответствующей цифрой.
   Уметь сравнивать
до 10 предметов по ширине и высоте. Располагать их в возрастающей
последовательности.
   Уметь
ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы, середину листа.
    Уметь различать
и называть плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, шар, куб, цилиндр).
   Уметь
последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня,
какой был вчера, какой будет завтра.
                        Развитие речи.
1.        Развитие речи осуществляется уха (учить
использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в
предложении и тексте, определять место звука в слове).
2.     Грамматический
строй речи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные
– от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и
превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
3.     Связная
речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог,
пересказ, рассказ по плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок,
загадок, небылиц).
4.     Подготовка
к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и
членение их на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.
                        Художественно-эстетическое
развитие:
  
Овладение техническими умениями изобразительного искусства.
  
В рисовании: применение различных материалов и инструментов (пастель,
мелки, акварель, фломастеры), использование палитры, создание новых цветов,
тонов и оттенков; различные способы рисования кистью (всем ворсом, концом
кисти, примакиванием и т.д.)
  
В аппликации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ бумаги, ткани, природных и бросовых материалов);
освоение техники симметричного и ажурного вырезания, обрывной и объёмной
аппликации, коллажа; вырезание кругов и овалов, коротких и длинных полосок и
т.д.
  
В лепке: применение различных материалов (пластилин, глина, тесто, снег,
песок), создание объёмных и рельефных изображений (рисование пластилином,
отпечатки, рисунок стекой); лепка конструктивным и смешанным способом,
сглаживание поверхности предмета, вылепливание мелких деталей; создание
многофигурных композиций.
  
В конструировании: освоение техники оригами, конструирования из
природного и бросового материалов, создание построек различного назначения из
пластмассового, деревянного и металлического конструкторов.
                   Познавательное развитие.
  
Сформированность представлений о живой и неживой природе, сезонных
изменениях в ней и деятельности человека. О растениях, грибах, животных, как
представителях живого в мире природы, их основных жизненных функциях и
потребностях, среде обитания. О природных сообществах животных и растений, их
взаимосвязи и особенностях приспособления к среде обитания и сезонным
изменениям в ней. О человеке как живом существе, его сходстве и отличии с
другими живыми существами. О природоохранной деятельности человека. О ценности
природы как среде жизни человека.
                            Двигательные навыки.
  
С пяти до шести лету ребёнка ещё значительнее сдвиги в
усовершенствовании моторики и силы. Скорость движений продолжает расти, заметно
улучшается координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков
одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребёнок любит бегать,
соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные
игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на лыжах, коньках,
роликах. Если не умеет может с лёгкостью научиться плавать.
                     Эмоциональное развитие.
  
У ребёнка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с
удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится выплёскивать
часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танец, игра и т.д.),
стремится управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не
всегда и не у всех пока это получается).
                                   Социальное
развитие.
  
С 5 лет ребёнок уже чётко знает свою половую принадлежность, и даже в
играх не желает её менять. В этом возрасте в воспитании мальчика очень важное
место занимает отец, а у девочек – мама. Папы учат сыновей быть мужественными,
мамы дочек – женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично
приходят во взрослую жизнь человека. У ребёнка закладывается представление о
роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение
отца, а мальчик роль женщины через общение с мамой.
 После 5 лет отношения со сверстниками переходят
в дружеские. Большую часть времени ребёнок проводит с друзьями, в основном,
того же пола. Происходит первое небольшое отдаление от родителей. Ребёнок уже
безболезненно может перенести непродолжительную разлуку с близкими.
                  Интеллектуальное развитие.
  
К 6 годам ребёнок уже может не просто различать животных, но и делить их
на диких и домашних. Может объединять предметы по различным признакам, находить
между ними сходства и различия. После пяти лет малыш интересуется не только
названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное
представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить, что такое
электричество, магнит. Ребёнок очень хорошо ориентируется в пространстве: на
улице, в знакомых помещениях, дома. Знает где покупают игрушки, продукты,
лекарства. Он пытается освоить алфавит, научиться читать, продолжает
совершенствовать печатание букв. Может считать (иногда до 100), складывать и
вычитать в пределах 10.
                       Особенности поведения.
  
Ребёнок обо всём уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и
почему ему нравится, или не нравится. Он наблюдателен. Его интересует всё, что
происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными
явлениями. Малыш становится самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться,
то может заниматься новым, интересным для него занятием более получаса. Но
переключать его на разные виды деятельности целенаправленно всё ещё сложно.
Ребёнок применяет в играх свои новые знания, сам придумывает сюжеты игр, с
лёгкостью осваивает сложные игрушки (конструктор, компьютер). К 6 годам он
осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах –
становится более аккуратным, следит за своим внешним видом (причёской,
одеждой), помогает родителям по хозяйству.
Итак, учитывая все вышеперечисленные
особенности детей 6-го года жизни, необходимо
осуществлять следующие задачи:
- развивать движения детей, добиваться
большей координации, точности, быстроты;
-воспитывать самостоятельность и
быстроту движений при самообслуживании;
-расширять представления детей об
общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к
ним;
- воспитывать умение удерживать цель,
следовать указаниям взрослого, формировать сосредоточенность и
целеустремлённость;
- развивать связную речь и логическое
мышление;
- совершенствовать художественные умения
в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов,
обогащать эстетические восприятия и переживания;
- воспитывать у детей навыки
коллективного труда;
- развивать произвольное управление
своим поведением.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.10.2025
Дата обновления: 30.10.2025
Дата публикации: 29.10.2025
