05.10.2022
Сухомлинский В.А. сказал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, языка, нижней челюсти) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы и с речью.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая моторику пальцев, мы воздействуем и на внутренние органы человека. Автор СУ–ДЖОК терапии (кисть – стопа) Паджеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Большой палец – это голова, указательный – желудок, средний – печень, безымянный – почки, мизинец – сердце.
Таким образом, тренируя пальцы, формируя их тонкие движения, оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Сейчас все чаще встречаются дети с отклонениями в нервно-психической сфере: повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики. Важно соблюдать при этом известные принципы: занятие должно приносить радость и усложняться постепенно.
Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры, приспособления, игры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), но и одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка. Используя тренажеры-пазлы, игры, дети развивают сенсорное восприятие, фантазию, знакомятся с геометрическими фигурами.
Если нет специальных тренажеров, то можно с тем же успехом использовать руку, т.е. выполнять с ребенком пальчиковую гимнастику.
На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Такие дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Полезны ежедневные упражнения для пальцев и кистей рук: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.
Воспитателям и родителям очень важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела.
В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься « через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, а в противном случае результат не будет достигнут.
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, а затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.
- Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
- Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой, точной.
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.10.2020
Дата обновления: 05.10.2022
Дата публикации: 05.10.2022