"Учимся говорить правильно"

13.09.2022

Консультациядля родителей.

Учимся говорить правильно.

(Развитие речи шестилетнего ребёнка)

Развитие речи в дошкольном возрасте, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определенные закономерности, которые отражаются в постоянности процесса. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки. Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками, и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова в переносном значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета. Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с интонацией (вопросительной, восклицательной), могут передать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям ( радость, печаль, негодование и др.). ребёнок умеет изменять темп речи, чётко произносить слова. Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет словарный запас, строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. Развитая речь облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив, сближает с незнакомыми детьми. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку.

Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям:

·Воспитание звуковой культуры речи;

·Обогащение активного и пассивного словаря;

·Формирование грамматического строя речи;

·Развитие связной речи.

Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка. В этом нам помогут речевые игры - помощницы. Они помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь, активизируют умственную и речевую деятельность, помогают развивать внимание и память.

Мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в дет сад, готовя обед, когда ваш ребёнок не знает чем заняться и т.д.

Речевые игры -помощницы:

1. «Скажи наоборот».

Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой) Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность) Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать)

2.Слова для определения действий.

· Какими словами можно сказать про то, что делает котёнок? (лакать, лизать, царапаться, мурлыкать, мяукать, играть, лежать, смотреть и т.д.)

· Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит и т.д)

3. Слова определения.

· О чём можно сказать, используя слова: круглая, (тарелка, сковорода...)

· Круглый: (шар, мяч, обруч...)

· Круглое: ( колесо, яблоко...)

· Красный: (флаг, мяч...)

· Красная: (косынка, майка...)

· Красное: ( яблоко, знамя...)Хочу такой сайт

4. Игра « Слова наречия»

5. Игра «Родственные слова»

6. Сравнение.

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к 5 годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

·Мелодику (повышение и понижение голоса)

·Темп (ускорение или замедление скорости произнесения фразы)

· Ритм (чередование ударных слогов)

· Тембр (эмоциональную окраску голоса)

·Логическое ударение ( выделение наиболее важного по смыслу слова).

Художественное слово в воспитании дошкольников.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой:

Как читать детям

1.Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - всё то, что может помешать ребёнку, слушать сказку или рассказ.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальными способностями ребёнка.

3.Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4.Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5.Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что ребёнок способен активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

6.Обязательно задайте ребёнку вопросы о прочитанном.

7.Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.06.2019

Дата обновления: 16.11.2022

Дата публикации: 13.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».